ГосСМИ о протестном движении в Беларуси: обесценивание, демонизация, мифы
В августе в Беларуси начались регулярные массовые акции против фальсификации итогов выборов и насилия над мирными протестующими со стороны силовиков. По версии госмедиа, акции протеста семь месяцев проходят не из-за внутреннего политического кризиса, а по велению лидеров оппозиции, западных стран и Telegram-каналов. Media IQ разобрал пропагандистскую стратегию государственных СМИ в материалах о протестном движении.
Создают образ врага из Западных стран
Пропагандистскую схему госСМИ в материалах о протестном движении можно разделить на описание международной и внутренней ситуации. Манипулятивная конспирологическая теория о внешнем влиянии на Беларусь на фоне выборов в государственных СМИ звучит с мая. Сейчас она оформлена в схему: страны Европы, в частности Литва и Польша, координируют протесты, угрожают суверенитету и территориальной целостности Беларуси. Протесты якобы не связаны с внутренней ситуацией в Беларуси. Европейские страны – это сателлиты, за ними стоит США и НАТО, которые финансируют цветную революцию в Беларуси. В августе НАТО «подогревало протестные настроения в обществе», – так «Беларусь 1» оценивал Defender Europe 20 Plus, совместные с США военные учения в Польше и странах Балтии.
Сконструированную угрозу внешнего разрушительного вмешательства госТВ используют каждый месяц для запугивания зрителей. ОНТ самым подходящем временем для деструктивных действий назвал избирательный период: смена власти небезопасна, связана с угрозой национальным интересам, хаосом, не может произойти мирным путём. Мысль о том, что смена власти сопряжена с военными действиями, госмедиа иллюстрируют пропагандистским мифом о Майдане, который создают в июле и используют до сих пор. Часть мифа – события в Украине в 2013–14 годах, при описании которых гостелекаланы апеллируют к стереотипной негативной памяти зрителей о Майдане и утверждают, что в Беларуси неназванные акторы хотят повторить то же самое. Осенью миф о Майдане расширился до сконструированного собирательного образа цветных революций и протестов в Грузии, Сербии, Кыргызстане, Узбекистане, России. Национальные особенности волнений в этих странах нивелируются до манипулятивного утверждения: все эти события связаны между собой, и Беларусь была втянута в круговорот попыток захвата власти, проплаченных США.
В декабре государственные СМИ достигли апогея в антизападной риторике и конструировании образа врага из европейских государств. ГосСМИ обвинили Польшу в стремлении к территориальному разделу Беларуси. Причина: колониальные замашки. «Беларусь 1» уверяет, что цель неудавшегося блицкрига (манипулятивный оценочный ярлык, который используют госСМИ для обозначения событий 9–13 августа) «превратить нас в еще один кредитно-дотационный придаток демократичной Европы». По версии телеканала, таким «придатком» уже является Украина.
Ещё один распространённый нарратив от госТВ: давление со стороны стран ЕС нацелено не на Беларусь, а на Россию. ОНТ считает, что территория Беларуси нужна «для создания так называемого санитарного пояса и трамплина для дальнейшего давления на Россию». На фоне ухудшившихся отношений Беларуси и ЕС госмедиа подчёркивают исключительность дружбы Беларуси с Россией и Китаем.
Обесценивают протестное движение
Стратегия государственной пропаганды в новостях о протестном движении строится на замалчивании фактов и подмене их собственным мнением, сфабрикованной, подтасованный информацией. Госмедиа не озвучивают причины митингов и требования протестующих, умалчивают об акциях в регионах. По мнению «СБ. Беларусь сегодня», цель протеста – «разрушить всё, что кропотливым трудом создавалось годами». Государственные СМИ разделили потоки угроз для зрителей: страны Европы угрожают нашему суверенитету и территориальной целостности, а протестующие – мирным жителям. СТВ утверждает, что угрозы, терроризм и криминал направлены на «вас, ваших соседей, родных и друзей». Таким конструктом госСМИ подтверждают тезис, что протесты не имею никакого отношения к политике.
Основной посыл государственных СМИ в материалах о митингах: акции теряют массовость, поэтому якобы становятся более радикальными, чтобы оставаться в новостной повестке, создавать картинку для зарубежных кураторов и рассчитываться с заказчиками. Пропаганда государственных СМИ отказывает оппонентам власти в субъектности и седьмой месяц повторяет: протестующие выходят на улицы не по своей воле, а по приказу Варшавы и Вильнюса из Telegram-каналов, а митингующие получают деньги за участие в протестах.
Госмедиа освещают протестное движение не как политическое явление, а криминальное, преподносят акции только с позиции нарушения законодательства, уличных беспорядков, нападения на силовиков и гражданских из-за политических разногласий. ГосТВ манипулируют при помощи видеоряда, дублируют одни и те же кадры беспорядков в разных сюжетах и создают иллюзию большого количества постоянно повторяющихся схожих правонарушений.
Обесценивают протестующих
Следующий способ дискредитации протеста – демонизация людей, которые его поддерживают. «Беларусь 1» так описывает собирательный образ задержанных демонстрантов: «не раз привлекались к административной и уголовной ответственности, находились в состоянии алкогольного опьянения, вышли из-за любопытства».
Не гнушаются госТВ и оскорблениями для протестующих. «Беларусь 1» называет участников митингов против фальсификации выборов «интеллектуально неразвитыми», «пушечным мясом недомайдана». «СБ. Беларусь сегодня» уверяет, что «костяк протестной массы состоит из беспринципного, морально уродливого и опасного для общества зверья».
Государственные СМИ высмеивают не только участников протестов, но и лидеров оппозиции. Говоря о Светлане Тихановской и её штабе, госТВ описывают, к какому бы упадку и бедности пришла Беларусь, если бы их планы реализовались. В январе ОНТ выпустил цикл сюжетов, основной посыл которых: среди «бежавшей» за границу оппозиции раскол, её единственная цель – получить деньги европейских грантов и фондов солидарности для личного пользования.
Обесценивают символы
Дискредитация символа протеста – национального бело-красно-белого флага – ещё один пункт в стратегии госСМИ.
Государственные медиа, говоря об истории бело-красно-белого флага, зацикливаются на одном пропагандистском нарративе: под этим флагом фашисты убивали беларусов. Использование бело-красно-белого флага госСМИ трактуют как возрождение неонацизма, реабилитацию антигероев, оправдание зла и переписывание истории. Госмедиа интерпретируют историю флага с идеологически выгодной для себя позиции для достижения нужной цели. Media IQ разбирался в этой теме с помощью кандидата исторических наук Вячеслава Носевича.
Восхваляют силовые структуры
Следующий пропагандистский нарратив: от агрессивной протестной массы и внешнего военного вторжения Беларусь спасли сотрудники МВД. Государственные СМИ ставят протестное движение в Беларуси в один ряд с немецко-фашистской оккупацией, представляют сотрудников МВД как защитников Беларуси. СТВ описывает мнимую угрозу, от которой Беларусь спасли «патриоты, которые не дали растоптать страну» (патриоты – сотрудники ОМОН). Таким образом телеканал создаёт контраст: есть неназванный «враг» и конкретный «друг». На основе сконструированного мифа о протестах государственные СМИ легализуют насилие со стороны ОМОН, о котором не говорят открыто.
ГосСМИ не информируют своих зрителей о жестокости силовиков при задержании протестующих, пытках в СИЗО, задержанных журналистах. СТВ утверждает, что участники марша «добиваются занимательной экскурсии в РУВД, чтобы быть избитым, изнасилованным и покалеченным, чтобы потом достался кусочек от правозащитных грантов». И уверяет, что милиция увечий не наносит. «Ну, что, тогда сами». ОНТ называет ложью и фейками то, что кто-то из задержанных потерял здоровье, был избит, стал инвалидом из-за действий силовиков и заявляет, что людей специально «отправляют на бойню с ОМОНом ради эффектной картинки».
Разделяют беларусское общество
Достижения и успехи Беларуси госСМИ противопоставляют программе и действиям лидеров оппозиции и целям протестующих. Поэтому государственные телеканалы разделяют беларусское общество на «своих» (поддерживающих Лукашенко) и «чужих» (оппонентов власти). С августа противопоставления основывались на принципе участия в митингах. ГосСМИ акции в поддержку мира, стабильности и безопасности в Беларуси описывают как праздник и уверяют, что в них участвуют те, кому важно сохранить суверенитет, семейные ценности и всё, что создано в независимой стране. Госмедиа создают иллюзию, что участники мирных протестов выступают против вышеперечисленного, на их митингах «царят хаос и безразличие к стране». Протестное сообщество описывают как разобщённое и угнетённое.
Дискредитация протестующих переросла в жёсткий язык вражды. Отчёт по манипуляциям за октябрь
В октябре манипулятивный нарратив разделения общества по принципу участия в митингах переходит в другой пропагандистский концепт: протестующим не нужен диалог, хотя власть его организовывает в виде Всебелорусского народного собрания. В материалах о диалоговых площадках для подготовки к ВНС, участники которого буду сами (то есть без внешнего вмешательства) решать будущее Беларуси, госТВ подчеркивают, что такой диалог – мирный путь.
Государственные СМИ создают иллюзию, что беларусы массово поддерживают провластные митинги. «„Любимую не отдадим“ – в едином порыве скандировала всю неделю вся Беларусь», – эмоционально описывает масштаб акций «Беларусь 1». Количество участников митингов в поддержку Лукашенко СМИ не называют. Есть у государственной пропаганды и своё объяснение, почему спадает протестная активность. На фоне умолчания о количестве задержанных, жестокости силовиков, тяжёлых условий содержания в СИЗО, госСМИ конструируют свою версию: люди перестали выходить на акции, потому что «стали вчитываться и вслушиваться в то, что говорят невероятные «вожди» из-за границы».
Выводы
Стратегия государственной пропаганды в новостях о протестах строится на замалчивании фактов и подмене их собственным мнением, сфабрикованной, перетасованной информацией. А также на конструировании мнимой угрозы, которую власти смогли предотвратить. Так, по версии госСМИ, акции протеста не связаны с внутренней политической ситуацией в Беларуси. Они спровоцированы западными странами, НАТО и США и угрожают суверенитету и территориальной целостности Беларуси. Мирные акции протеста нацелены не против действующей власти, а против мирного населения. Акции радикализируются, потому что теряют массовость. В протестах участвуют люди с криминальным прошлым и в состоянии алкогольного опьянения. От агрессивной протестной массы и внешнего влияния Беларусь спасли силовики. На основе сконструированного мифа о протестах государственные СМИ легализуют насилие со стороны ОМОН, о котором не говорят открыто. Также государственные СМИ разделяют беларусское общество на тех, кто поддерживает власть (описывают в позитивной тональности) и на оппонентов власти (унижают, высмеивают, демонизируют).
Фото на главной: Reuters