Это «жёлтый» репортаж, а это хороший. Почему БТ ругает NY Times, но не перестаёт цитировать
«Американские СМИ продолжают пробивать дно» – так «Беларусь 1» оценил нашумевшую публикацию The New York Times о посадке Ryanair в Минске. К тому, как БТ доказывало «фейковость» этого материала, есть вопросы. Любопытно и то, что через несколько дней телеканал сослался на другое расследование The New York Times как на достойное доверия.
В чём NY Times «пробила дно», по версии БТ?
8 декабря американская газета рассказала историю бывшего диспетчера «Белаэронавигации» Олега Галегова. По его словам, 23 мая именно он посадил в Минске самолет Ryanair с Романом Протасевичем на борту. После Галегов уехал из Беларуси в Польшу и там сообщил следователям, что команды на диспетчерской вышке давал офицер КГБ. The New York Times опубликовала эту информацию со ссылкой на представителей европейских служб безопасности, которые пожелали остаться анонимными.
На следующий день после того, как The New York Times разместила материал, его прокомментировал директор Департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Артём Сикорский. Он назвал публикацию американского медиа информационным вбросом. Сикорский объяснил это тем, что решение о посадке в Минске самолёта Ryanair принимал его командир и что материал The New York Times появился в момент, когда беларусская сторона попросила у польских партнёров и комиссии ICAO данные по этому инциденту.
Сикорского процитировали все беларусские госСМИ, а «Беларусь 1» пошёл ещё дальше в своей оценке текста The New York Times. Телеканал определил его как «жёлтый репортаж», «пробивающий дно» фейк и попытался пояснить почему. Но противоречил сам себе.
Так, 14 декабря ведущая БТ анонсировала выпуск программы Марии Петрашко «Успеть до полуночи» с Артёмом Сикорским и заявила:
– К слову, конкретных доказательств, что диспетчер-перебежчик реально существует, американское издание пока не предъявило.
В выпуске «Успеть до полуночи» с Сикорским появился титр: «New York Times не предоставили имя диспетчера и доказательств, что он не воображаемый».
Но американская газета раскрыла имя диспетчера и другие сведения о нём. В том числе упомянула, что про Олега Галегова ещё в июле написало издание «Н*ша Ніва». Тогда оно отметило, что Галегов, который предположительно вёл переговоры с пилотом Ryanair рейса Афины–Вильнюс, после инцидента уехал из страны вместе с семьей.
«Беларусь 1» не только умолчал об этом, но и «забыл», о чём сам говорил 9 декабря:
– Что касается человека, который дал интервью New York Times, то глава Департамента по авиации подтвердил, что он действительно ранее работал диспетчером и покинул Беларусь.
То есть воображаемым диспетчер точно не мог быть.
Есть ещё одна нестыковка – в том же интервью Сикорского ведущей «Беларусь 1» Марии Петрашко 14 декабря. Глава Департамента по авиации так сказал про The New York Times:
– Лучше придумать какого-то перебежчика, который что-то сказал. При этом они [журналисты The New York Times] выложили какие-то там переговоры или какую-то аудиозапись каких-то переговоров. И что, они вдруг по голосу определяют, что это сотрудник КГБ?
– Также неясно, каким конкретно образом без экспертизы журналисты The New York Times вычислили на записях якобы сотрудника КГБ, – добавила от себя ведущая БТ в анонсе выпуска.
Пять вопросов к официальной информации в СМИ о посадке самолёта Ryanair и задержании Протасевича
Но The New York Times не говорила ни про какие записи с голосом сотрудника КГБ. Газета опиралась на информацию от представителей европейских служб безопасности. По их словам, Галегов предоставил подробные доказательства того, что посадка самолета была операцией беларусских спецслужб по задержанию Протасевича. Какие именно это доказательства, источники не уточнили.
Похоже, что Сикорский имел в виду запись переговоров минского диспетчера с пилотом захваченного Беларусью самолета Ryanair. Она есть на видео, которое представитель польских спецслужб Станислав Жарын разместил в Facebook 10 декабря. На записи, помимо голосов диспетчера и пилота, слышен третий голос, подсказывающий сотруднику аэропорта ответы на вопросы экипажа. По данным польских спецслужб, третий голос принадлежит сотруднику КГБ Беларуси. Материал The New York Times про диспетчера вышел за два дня до публикации этой записи и не может иметь к ней отношение, вопреки обвинениям Сикорского и БТ.
При этом в мае, когда наша страна оказалась в воздушной блокаде из-за инцидента с посадкой самолёта, «Беларусь 1» охотно привёл озвученное The New York Times мнение неназванных аналитиков о том, что изоляция Беларуси дорого обойдётся авиакомпаниям.
Какие публикации NY Times БТ считает правдивыми?
13 декабря, то есть после «разоблачения» «фейков» в материале The New York Times о диспетчере, «Беларусь 1» обратился к этой газете уже как к надёжному источнику. Госканал рассказал про опубликованные The New York Times «шокирующие подробности засекреченной операции» спецотряда США в Сирии, чьи действия привели к жертвам среди мирного населения.
Месяц назад БТ процитировало расследование The New York Times об авиаударе в Сирии в марте 2019. Военные США про него умолчали. В результате удара погибли 80 местных жителей.
– И вот ещё одно доказательство безнаказанности американской агрессии, – отметила ведущая «Беларусь 1».
1 декабря цитата The New York Times появилась в выпуске программы БТ «Понятная политика» про бизнес по перемещению мигрантов с Ближнего Востока в ЕС. Телеканал выбрал из текста американской газеты фразу о деятельности контрабандистов в иракском Курдистане. Хотя издание в том числе уточнило, что беларусские власти помогли разжечь миграционный кризис, упростив визовый режим для тысяч иракцев.
В октябре «Беларусь 1» сослался на The New York Times в новости про рост смертности от коронавируса в Украине. В сентябре – в сюжете про удар США по жилому дому в Кабуле 29 августа, в августе – когда убеждал, что сбережения американцев обесценятся.
Читайте также: