Три темы: анонс встреч, учебные центры для военных и участие Беларуси в войне. Отчет о прокремлёвских нарративах в беларусских медиа в октябре 2022 года
В нарративах по тематике беларусско-российских отношений продолжает доминировать война в Украине. Об этом свидетельствует проведённый Media IQ мониторинг публикаций ведущих беларусских и российских СМИ за октябрь 2022 года.
В российских СМИ беларусская тематика была представлена буквально тремя сюжетами. Самый частотный по упоминанию из них оказался анонс предстоящей встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина: новость пришла из Минска, о своих планах сообщил Лукашенко, а потом журналисты выяснили у пресс-секретаря Кремля, что конкретная дата не определена. Отдельные СМИ пытаются показать, что личные отношения Лукашенко и Путина позитивные, но в данном случае основная масса никак не затрагивает этот тезис — ни в поддержку, ни в его опровержение.
Обучение российских военных в Беларуси
Вторым по значимости стало сообщение о намерении создавать центры совместной подготовки военнослужащих Беларуси и России. Новость опирается на указ №387 от 31 октября 2022 года, которым Лукашенко одобрил не прилагаемый к нормативному акту «проект Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании и функционировании учебно-боевых центров совместной подготовки военнослужащих Вооружённых сил Республики Беларусь и Российской Федерации». Российские СМИ при публикации на эту тему ссылались на упомянутый указ, сообщения информационных агентств двух стран или пресс-службу Лукашенко.
В основном тема освещалась без бэкграунда, если не считать упоминания о том, что 10 октября Лукашенко и Путин договорились о развёртывании совместной региональной группировки войск (РГВ), а 16-17 октября военные двух стран отрапортовали, что РГВ приступила к развёртыванию (этот сюжет про РГВ заметно уступил по частотности новости про учебные центры).
Действительно ли будущие учебные центры и РГВ связаны между собой — вопрос. Беларусское независимое издание «Зеркало» 10 октября опубликовало подробные разъяснения, что сказал Лукашенко о РГВ и что эта группировка должна из себя представлять в соответствии с буквой Договора о создании Союзного государства, Военной доктрины Союзного государства и собственной Военной доктрины Республики Беларусь. «Если говорить проще, то это некоторая часть армий России и Беларуси, объединённая и действующая по совместному плану, если опасность угрожает обеим странам. При этом никакого отношения к тому, будет война или нет, региональная группировка сама по себе не имеет — её существование возможно и в мирное время», – резюмирует «Зеркало».
Общественность не ознакомлена с документами о создании новых беларусско-российских учебных центров. Принадлежащее МИА «Россия сегодня» издание «Спутник Беларусь» попыталось разъяснить, как обстоит дело с этим до подписания нового соглашения. Издание со ссылкой на пост в Twitter начальника департамента Международного военного сотрудничества Минобороны Беларуси Валерия Ревенко пишет, что уже два таких центра работают на территории нашей страны: «В настоящее время два из них готовят военнослужащих на территории Беларуси и один — на территории России». В общем-то всё равно остаётся непонятным, что изменится после подписания соглашения, но какое-то вхождение в контекст происходит.
В свою очередь беларусское независимое издание «Наша ніва» на основе того, что Лукашенко одобрил проект соглашения с РФ, выпускает материал с заголовком: «Улады пацвердзілі, што трэніруюць расійскіх “мобікаў”». В дальнейшем тексте заголовок не опирается ни на факты, ни на высказывания кого-либо. Издание с самого начала постулирует: «Беларусь і Расія фармалізуюць тое, што цяпер адбываецца, — будуць створаныя вучэбна-баявыя цэнтры сумеснай падрыхтоўкі узброеных сіл» и доказательством своей позиции преподносит указ Лукашенко и присутствие на территории страны российских военнослужащих. О том, являются ли эти военнослужащие мобилизованными, обучают ли их — «Наша ніва» в этом материале не пишет.
В рассчитанных на российскую аудиторию изданиях новость про совместные учебные центры не имеет налёта сенсационности и в основном подаётся в ключе традиционного нарратива об успешности беларусско-российского военного сотрудничества. Беларусские госСМИ пишут примерно так же.
Об участии в войне — с нюансами и без
Третий топовый сюжет также происходит из Беларуси и касается интерпретации слов Александра Лукашенко об участии в войне в Украине. 4 октября беларусское госагентство БЕЛТА выпустило материал с заголовком: «Лукашенко подтвердил участие Беларуси в СВО в Украине, но есть важные нюансы».
Новость понравилась российским изданиям, и не каждое из них в итоге давало высказаться Лукашенко: он хотел выкрутиться, а его ловили на слове. Лукашенко, судя по сообщению БЕЛТА, высказывался амбивалентно: «Что касается нашего участия в специальной военной операции в Украине, мы участвуем там. Мы этого не прячем. Но мы никого не убиваем. Мы никуда не посылаем своих военных. Мы не нарушаем свои обязательства» и ещё: «Да, мы лечим. Лечили людей, если нужно. Да, мы кормим людей. И не только россиян. Мы больше всего кормим тех беженцев, нищих, бедных людей, которые по 400-500 человек за сутки прибывают к нам из Украины. Ну как их не накормить, как их не лечить?! Вот такое наше участие в этой военной операции. Другого нет и не будет».
То есть Лукашенко продолжал утверждать, что Беларусь не является агрессором в войне в Украине, и делал акцент на гуманитарном участии. Однако даже собственная пропагандистская машина не смогла донести эту его позицию, а российская просто порадовалась возможности пополнить ленту новостей как бы позитивной новостью о наличии у России союзников. На этом фоне попытка Лукашенко убедить сограждан, что родная земля в надёжных руках, и вовсе потерялась.
Маргинальные темы
Менее частотно, но заметно на общем фоне прошли новости о приостановке Москвой своего участия в зерновой сделке, а также осторожные публикации в российских и беларусских СМИ, что Россия обходит западные санкции за счёт так называемого параллельного импорта: так через третьи страны в СССР завозили станки и оборудование, попавшие под западные санкции. В 1949 году по инициативе США был создан Координационный комитет по экспортному контролю (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls), который осуществлял надзор за поставкой товаров и технологий западных государств в СССР и разработал стратегию «контролируемого технологического отставания». Советский опыт обхода санкций творчески перерабатывается, о чём рассказывают с телеэкрана и пишут в газетах. Однако в СССР об этих махинациях не хвастались в СМИ, но для российской пропаганды этот ограничитель не работает. В беларусских независимых СМИ эта тема присутствует также, но в виде перепечатки журналистских расследований российских, украинских и западных коллег — то есть в негативном ключе.
Из российских либеральных СМИ, а иногда и на собственном материале беларусские независимые СМИ пишут о том, как мобилизация на войну российских граждан идёт с нарушением закона, как граждане бегут за границу. На этом фоне практически беспроблемно выглядят прокремлёвские российские и беларусские провластные СМИ, которые рассказывают о завершении мобилизации (указа на этот счёт Владимир Путин пока не подписывал), а также цитируют пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, что его патрон якобы не пользуется услугами двойников.
И об оккупации
Особняком стоит дискуссия в неподконтрольных Александру Лукашенко СМИ о том, можно ли считать Беларусь оккупированной Россией. На эту тему высказываются политические акторы, политологи и юристы, лидеры общественного мнения, но консенсуса нет. Поводом для всплеска интереса к этой теме стало внесение проекта такой резолюции в Верховную Раду Украины. Тема замечена, но не развита в российских СМИ, во всяком случае она не стала частотной.