Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок антизападные нарративы балючыя пытанні беларусские СМИ бигтех будущее Владимир Путин война в Украине выборы в КС выборы-2025 гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова Молдова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская стандарты стандарты журналистики СТВ США твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

Фотосессия Елены Зеленской для журнала Vogue: экспертный взгляд

Фотосессия первой леди Украины для журнала Vogue не оставила аудиторию равнодушной. Это событие активно обсуждали украинцы, причём они разделились на тех, кто горячо приветствовал, и тех, кто не менее горячо осуждал сам факт фотосессии и особенно её результаты. Дискутировали по этому поводу беларусы и россияне, неоднозначные комментарии оставляли в аккаунтах журнала европейцы и американцы.

Давайте разберёмся.

Поделиться:

Обложка Vogue с Еленой Зеленской

Первая леди воюющей страны

Начнём с того, что Елена Зеленская — не просто публичная личность, поступки и даже внешний вид которой привлекают повышенное внимание и, соответственно, чреваты критикой и «справа», и «слева». С одной стороны, Елена Зеленская — не политический лидер, с другой — и не совсем обычная женщина. Она является первой леди воюющей страны, что само по себе ставит её в сложное и даже противоречивое положение. От первых леди общественность всегда ожидает каких-то значимых поступков, но далеко не всегда эти ожидания оправдываются. Нередко бывает, что в итоге часть аудитории остаётся удовлетворена действиями первой леди, тогда как ожидания другой не оправдываются.

Примерно так получилось и в Украине. Критиковали факт фотосессии прежде всего те украинцы, кто на последних выборах голосовал за Петра Порошенко, и кто в целом не удовлетворён деятельностью нынешнего президента. Общая невысокая оценка президентской администрации была перенесена и на действия первой леди. Кроме того, на восприятие фотосессии украинцами влияют происходящая сейчас военная агрессия, внутренний общественно-политический и культурный контекст, а также традиции в отношении действий первых леди, сложившиеся в Украине за годы суверенитета.

Граждане других государств оценивают происходящее с собственной точки зрения.

В этом смысле позиции европейцев и американцев с одной стороны и беларусов и россиян — с другой — диаметрально расходятся. Жители западных стран привыкли или привыкают к активной роли первых леди, к тому, что те заметны в публичном пространстве, берут на себя многие значимые функции, нередко выступают законодательницами норм и правил поведения. Поэтому у них скорее вызывало вопросы сохранявшееся до недавнего времени отсутствие активных действий Елены Зеленской в публичном пространстве, интерпретируемое как её неучастие в жизни страны. Последние же её действия — визит в США, ведение масштабного саммита в Киеве, участие в значимой фотосессии — как раз оцениваются европейской публикой положительно.

Россиянам с их минимальным опытом восприятия первых леди и особенно беларусам, у которых первой леди де-факто никогда и не было, несмотря на 28-летний институт президентской власти, сложно оценивать происходящее. Поэтому оценки наших соотечественников более сдержанные и менее однозначные: «Да, мне понравилось, но…», «Нет, меня это не зацепило, но это имеет право на существование», «Не знаю, я всё равно не целевая аудитория» и т. д. Действительно, это наш первый опыт взаимодействия с такой ситуацией, тем более результат фотосессии так же нестандартен и не укладывается в конвенциональные представления о фотосессии первой леди, тем более достаточно молодой и привлекательной.

Нужна ли была эта фотосессия?

Критики фотосессии разделились на два лагеря. Первые критиковали сам факт, вторые — результаты.

Вначале о критике самого факта фотосессии.

По мнению критикующих, во время войны такая фотосессия не просто несвоевременна, но даже кощунственна. И – что не менее важно — на какие средства проводилась фотосессия: не на деньги ли украинских налогоплательщиков, которые можно было потратить на что-то другое, более важное?

Безусловно, фотосессия была нужна, и поставленную задачу выполнила.

Главная цель Украины сегодня — не дать ослабнуть вниманию мировой общественности к российской агрессии. Это не просто в условиях естественного привыкания аудитории к любым, самым ужасным и шокирующим новостям, и летнего — отпускного и каникулярного — периода, что доказывают многочисленные исследования новостной повестки, показывающие уменьшение внимания аудитории к событиям в Украине (например, здесь). Победа Украины во многом зависит от западной помощи, а эта помощь будет предоставлена в полном объёме только тогда, когда этого будут требовать от своих правительств граждане западных государств. Для этого необходимо, чтобы новости из Украины оставались в информационном топе.

Борьба за мировое общественное мнение — один из важнейших фронтов российско-украинской войны. Стратегические коммуникации Киева на высоком уровне справляются с поставленной задачей: обеспечить непрерывный информационный поток из Украины таким образом, чтобы он отвечал чувствам Запада и вызывал высокую степень поддержки. Такую функцию выполняют не только чисто информационные или аналитические материалы, но и победа украинской группы в Евровидении 2022, награда кота Степана на Каннском фестивале, сообщения о пёсике Патроне, помогающем разминировать территорию, и т. п.

Как раз такие истории, близкие и понятные большому числу людей, являются удачными информационными поводами, привлекающими к Украине позитивное и деятельное внимание.

В отличие от пугающих картинок гибели и разрушений, которые далёкая от войны публика склонна быстро пролистывать, подобные истории привлекают интерес, запоминаются и служат благоприятным фоном для принятия нужных Украине решений.

Работает на эту цель и фотосессия в Vogue. Vogue — медиабренд мирового уровня, выходящий в Соединённых Штатах с 1892 года в 24 локальных версиях и позиционирующийся как журнал мод № 1 в мире. Провела фотосъёмку первой леди Украины культовый фотограф Энни Лейбовиц, снимавшая Джона Леннона с Йоко Оно, Деми Мур, Вупи Голдберг, британскую королевскую семью. Её высочайшая профессиональная репутация, авторский взгляд на модель, умение рассказать историю через фотографии были залогом того, что фотосессия с Еленой Зеленской войдёт в историю.

Несмотря на войну, мир продолжает читать глянец. Vogue, входя в миллионы домов, напоминает о ситуации в Украине.

Поэтому фотосессия в таком журнале, особенно на его обложке, особенно с таким фотографом — это отличное решение для привлечения внимания максимально широкой аудитории.

Причём решение визуальное, не требующее большого количества слов и переводов, погружения в сложный и для многих чужой контекст. Эффективность такой коммуникации очень высока: при минимальных затратах она обеспечивает максимальный результат. Поэтому нельзя признать правомерными аргументы о том, что «сейчас идёт война, а значит, неуместно в принципе позировать для глянцевых журналов». Поступок первой леди был направлен как раз на скорейшее окончание войны.

Привлечение внимания огромной аудитории к Украине через привлечение внимания к её людям посредством рассказа их историй — это вклад первой леди, не менее весомый, чем другие, в том числе на полях сражений.

Один из вкладов, на основе которых строится победа.

«Недостаточно женственно» VS «поза силы»

Вторая группа критиков была недовольна результатами фотосессии. С их точки зрения, если две фотографии — где первая леди вместе с мужем и где она снята на фоне женщин-военнослужащих, одетых в камуфляж, — выполнены неплохо, то фотография на обложку, где Елена Зеленская сидит, расставив ноги, на ступеньках правительственного здания на фоне мешков с песком, откровенно не удалась. Основные претензии были сформулированы так: «Недостаточно женственная», «Поза не для женщины, тем более, не для первой леди».

В XXI веке мы значительно пересмотрели свои представления о мужественности и женственности, идеи феминизма из университетского кампуса вышли в общественное пространство и претендуют на то, чтобы стать мейнстримом. Эта трансформация затрагивает всё: и обложки модных журналов, и наши стереотипы о красивом и некрасивом, правильном и неправильном. Конечно, конвенциональные представления о женской красоте не ушли полностью с публичной арены, отсюда и ожидания того, что первая леди даже воюющей страны, но молодая и привлекательная, должна быть запечатлена на фото соответствующим образом: элегантно одетой и накрашенной, с уложенными волосами, желательно в юбке и на каблуках.

Фотопортрет Елены Зеленской другой. На нём мы видим уставшую, но не сломленную женщину. Несмотря на то, что ей пришлось пережить, и что ещё придётся, она готова и дальше трудиться и держать удар. Героиня понимает, что ещё ничего не закончено, впереди тяготы и лишения, но она к ним готова: «Я не здамся без бою».

На фото не просто женщина и не просто жена, а гражданка, которая борется с врагом. По сути, каждая украинка — а задача первой леди — репрезентировать свой народ — занимает сейчас такую позицию. Отсюда её одежда: белая блуза, чёрные брюки, туфли без каблука. Отсюда её поза: много пережившего, но готового к дальнейшей борьбе человека.

Уместно вспомнить по этому поводу уроки истории. Женщины веками боролись за то, чтобы сидеть на лошади «по-мужски»: «дамское» седло было очень опасным и приводило к массовым травмам и смертям. Затем женщины боролись за право ездить на велосипеде, носить брюки, в том числе во время занятий спортом и физкультурой… Список можно продолжить. Поэтому критикуемая частью аудитории поза Елены Зеленской как «недостаточно женственная» стала поводом для флешмоба, инициированного украинской журналистской Зоей Звиняцковской, на котором женщины выкладывают свои фото с хештегом #sitlikeagirl в такой же позе, повседневной одежде и без макияжа.

Фотосессия Елены Зеленской выполняет ключевую стратегическую задачу Киева — держать Украину в центре внимания мировой общественности и продолжать коммуникацию с максимально широкой аудиторией на понятном ей языке. Это самое главное.

Что касается недовольств части аудитории результатами фотосессии — это подтверждение того, что патриархальный взгляд, согласно которому в приоритете не то, что женщина делает, а как она при этом выглядит, к сожалению, сохраняет свою актуальность. Важно, что так сегодня думают далеко не все, и всё больше сторонников у идеи о том, что женщины — разными способами — вносят существенный вклад в историю своей страны.

Фото на главной ANNIE LEIBOVITZ, Vogue

 

Хорошо 9
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты