Язык вражды: что общего у войны в Украине и геноцида в Руанде?
Сравниваем звучащее в госСМИ Беларуси с языком ненависти радио, которое подогревало геноцид в Руанде.
«Когда военная истерия закончится, мировому сообществу стоит поднять вопрос об ответственности СМИ и персонально авторов за фейки, – написал телеграм-канал ОНТ 28 февраля, на пятый день российского нападения на Украину. «За то, что их материалы использовались для разжигания войны. Видимо, из геноцида в Руанде мир не вынес уроков. Там за разжигание ненависти через СМИ были приговорены к пожизненному заключению основатель и директор “Свободного радио тысячи холмов”. Видимо, приговорить лишь два “кошелька” было мало, стоило наказать и исполнителей».
Речь идёт об одном из крупнейших геноцидов XX века. В 1994 году в Руанде ополченцы этноса хуту убили, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1,1 млн сограждан другой этничности — тутси. Геноцид координировался властями и бизнесменами. А информационную поддержку массовых убийств обеспечивали СМИ, и прежде всего — «Свободное радио Тысячи холмов» (RTLM — Radio Télévision Libre des Mille Collines).
Что касается войны в Украине, то мониторинг MediaIQ подтверждает тезис телеграм-канала ОНТ. Действительно, СМИ разжигают ненависть, оправдывают войну или одну из её сторон.
Для риторики разжигания ненависти к определённым социальным группам есть специальный термин — язык вражды. Профильный российский информационно-аналитический центр «Сова» выделяет три степени языка вражды: жёсткий (призывы к насилию и дискриминации), средний (оправдение насилия и дискриминации, обвинение социальных групп) и мягкий (создание негативного образа социальных групп).
MediaIQ сравнил публикации госСМИ Беларуси на тему войны России с Украиной с языком вражды руандийского «Свободного радио Тысячи холмов» во время геноцида (радио цитируется по Esquire). Мы выбрали цитаты из госСМИ только с жёстким языком вражды. Все они появились после начала войны и прямо или завуалированно призывают к насилию.
Дегуманизация
Дегуманизация — это манипулятивный приём пропаганды, когда врага лишают человеческого образа и называют каким-то другим существом или вещью. Суть в том, что человека нельзя убивать, а вот насекомое — можно, а иногда даже нужно.
RTLM: «Займётся тот день, когда не останется больше тараканов на земле Руанды. Слово «иньензи» (тараканы — MediaIQ) будет забыто навсегда».
«СБ. Беларусь сегодня»: «Воспитание бандеровщиной неизбежно приводит к нацизму, особенно если бандерам ещё и власть довелось захватить. Потому нужна денацификация. Это будет долго, это будет непросто. Но укронацистов нужно вывести как тараканов — раз и навсегда. Чтобы больше никогда это не поднимало голову рядом с нами — русскими, беларусами, украинцами, татарами, евреями и многими-многими народами, которые помнят, за что сражались, гибли и побеждали предки».
В этих примерах дегуманизация сочетается с прямыми призывами к насилию — это жёсткий язык вражды. Здесь и ещё один манипулятивный приём — подмена понятий, эвфемизмы: «вывести, как тараканов» на самом деле означает убить людей (ведь речь идёт о военных действиях).
В госпрессе достаётся не только воюющим против России украинцам, но и поддерживающим украинскую сторону беларусам. В примере ниже таковых называют не людьми, а моллюсками, грибами и болезнью.
«СБ. Беларусь сегодня»: «Змагары, прошу максимальный перепост. В целях вашей же безопасности, без которой вы превращаетесь в слизней. Дочистить обязательно нужно сейчас: плесень растёт быстро, раковая опухоль — ещё быстрее».
Разделение по идеологическим основаниям
Язык вражды однозначно разделяет людей на «мы» и «они». Линия раздела необязательно проходит по этничности. Критерий в примерах ниже — идеология.
RTLM: «На самом деле, и мой коллега Гаиги уже говорил об этом, эти люди называются нигилисты. Они очень плохие люди. Особая разновидность плохих людей, не знаю, как Господь поможет нам истребить их. <…> Я не хочу, чтобы меня неправильно поняли: я не имею в виду тутси. Нет, я говорю об инкотаньи. Этих людей надо уничтожить, потому что выбора нет».
«СБ. Беларусь сегодня»: «…Именно бандеровцам и их выкормышам — ибо есть украинцы. И есть укронацисты, шире — бандеровцы, ещё шире — воспитанные в бандеровщине. Они сейчас пануют над украинцами. <…> …они действительно новые нацисты. Укронацисты. С которым должно быть покончено».
Оправдание нападения
Примеры нарратива агрессора, что виновата сама жертва, которая спровоцировала нападение. Ведь угрожала агрессору.
RTLM: «Молодёжь в провинции говорит: “Мы не будем ждать, пока враг доберётся до нашего дома. Мы придём на помощь нашим соседям, чтобы вместе бороться с врагом и выкинуть его в Уганду”. Ты представляешь, как я был рад это слышать! Я сказал им: “Ребята, продолжайте в том же духе”. Эти молодые люди требуют полной поддержки от своих властей и от интеллектуалов, вернувшихся в родную префектуру, когда стихла стрельба. Им нужно оружие».
«СБ. Беларусь сегодня»: «Проводя спецоперацию по демилитаризации и денацификации, россияне спасают и нас, беларусов, от ужасов грядущей войны. Сумеете освоить эту нехитрую, в общем, мысль? <…> И закрывайте рот, лишь только захочется выступить на темы, в которых не разбираетесь. Потому что общество сейчас в таком состоянии, что невероятных и нациков скоро будут лечить иссечением. Хирургически. Да хоть главврача спросите, он должен знать».
«Спецоперацию по демилитаризации и денацификации» — это подмена понятия войны. То есть утверждается, что Россия первой начала войну, чтобы спасти людей от войны. Это трансляция нарратива президента России Владимира Путина, который заявил, что нападение — это вынужденная мера.
Апелляция к религии
Обращение к Богу, святым, религии — это разновидность манипулятивного приёма апелляции к авторитету или традициям. Такой аргумент опрадывает насилие как нечто необходимое и соответствующее общественным ценностям.
RTLM: «Бог на самом деле справедлив, а эти злодеи, эти террористы, эти люди с суицидальными склонностями будут уничтожены».
СТВ: «Либералистические ценности — это жадность, гедонизм, это слюни при виде бургера, это очереди с трёхлитровыми банками на раздачу Fanta. <…> Мы отвергаем это. Мы будем топтать либерастню коваными сапогами. Лозунг для каждого беларуса — “Бей либераста”. <…> Вчера был ещё один замечательный праздник — День беларусской милиции. <…> Вы — как Георгий Победоносец — вонзили копьё в змеюку, и она издыхает. <…> Слава вам, светлые воины. С нами Бог! – поёт полковник спецназа Андрей Дудкин. – Ну так кто против нас тогда? Разумейте, враги, и покоряйтесь. С нами Бог».
Запугивание поражением
Пропаганда обращается к эмоциям, чтобы повлиять на мнение и действия человека. Высказывания ниже призваны запугать, вызвать страх. Используется манипулятивный приём — ложная дилемма: или мы победим, или нас ждут ужасные последствия.
RTLM: «Если мы продолжим борьбу и в конце концов победим инкотаньи, никто не будет нас судить, потому что мы окажемся триумфальными победителями. Но если мы потерпим поражение, очевидно, что даже если вы спрячетесь на дне озера Киву, они сделают всё возможное, чтобы выловить вас, осудить и повесить. Не знаю, где вас повесят, но каждый хочет оттоптаться на проигравшем. Как гласит пословица, каждая корова хочет примерить рога своей мёртвой соседки. У нас нет выбора, кроме как разбить этих людей, которые хотят нас деморализовать и грозят отдать нас под международный трибунал».
СТВ: «Мы станем рабами, рабами Запада, над нами начнут издеваться. Да, какую-то небольшую прослоечку коллаборантов они возьмут к себе и даже где-то пригреют, но остальной наш народ будет на положении рабов. Они будут эксплуатировать нас, все мозги выкачивать, будут растворять в своей культуре и принуждать к этим псевдоценностям. Они заберут наших детей, то есть наше будущее будет уничтожено. Именно за это мы сейчас сражаемся. За наше будущее, за светлую перспективу того, что мы отстаиваем свое право быть народом, быть государством, за наш голос в мировых делах. И вот этого всего мы лишимся, если не победим».
Указание имён конкретных людей
После геноцида в Руанде во время судов журналистов RTLM обвиняли, что они озвучивали в эфире имена людей, которых нужно было убить — несколько раз намеки были успешны. В Беларуси таких убийств не зафиксировано. Но обвинения конкретных людей с призывами к насилию используются (например, ведущий в эфире СТВ на протяжении года в специальной рубрике рассказывал об опальных активистах протестов на фоне их фото с висельной петлёй). Дискредитируют персон и в контексте войны в Украине.
RTLM: «Я расскажу вам про одну женщину по имени Жанна. Она работает учительницей 6-го класса в деревне Мамба, в общине Муйаге. Ничего хорошего она там не делает. У нее есть муж Гастон, тутси, который сбежал в Бурунди. Он уехал, но замыслил заговор против хуту в своей деревне: его жена, Жанна, должна их убить. Он делает всё возможное, чтобы начать агрессию, а жена ничего не имеет против — она учит этому своих учеников. Учит их ненавидеть хуту. Дети проводят в школе целый день, так что добрые жители Муйаге, хорошо известные своим мужеством, должны ее окоротить. Вы же понимаете, что она — угроза для общины».
«СБ. Беларусь сегодня». «Почему Северинец клацает клавиатурой по фейсбукам вместо того, чтобы рукой писать из колонии? Материалов — выше крыши. Трое детей? Так она их уже сделала “змагарами”. И остальных (уже наших!) детей, до кого дотягивается, продолжает калечить. Генералы, поймите: беларусскому обществу, народу, государству всё равно, как вы зачистите пятую колонну. Каким образом, методом, способом — вы ж меня не учите, как и про кого колонку писать? Но мы все, всем народом, должны понимать: пока предатели рядом, успокаиваться нельзя. Рано. Хоть, понимаю, и хочется».
«СБ. Беларусь сегодня». «У меня есть список. Я этого никогда не скрывал и публиковал по мере пополнения. Вы даже гордились, что удалось туда попасть. Некоторые оттуда уже начали отвечать перед законом. Как вот теперь Бернштейн. Вы, может, скажете, мол, не за то? Напомню: у меня дворовое воспитание, а в народе бьют не по паспорту».
«Нельзя сеять ненависть»
«Нельзя сеять ненависть — это, наверное, ещё хуже, чем даже воевать», — нельзя не согласиться с этими мудрыми словами Андрея Муковозчика в «СБ. Беларусь сегодня». Вот только ему же принадлежит большинство разжигающих ненависть цитат выше. В той же самой колонке. За тот же период войны. Причём он пишет о недопустимости разжигания вражды не единожды. Похоже, по его мнению, в отношении одних людей ненависть разжигать нельзя, а в отношении других — необходимо.