«Даже в советской пропаганде не было явного вранья». Антизападную риторику в Беларуси и СССР сравнил эксперт
Для многих поляков недоступными стали дрова, поэтому они собирают хворост, утверждают на госТВ. А было ли подобное в Советском Союзе?
По данным мониторинга Media IQ, беларусская пропаганда расширяет использование манипуляций при подаче информации о жизни «коллективного Запада». В материалах используют манипуляции контрастом (нередко после сюжета о какой-либо проблеме в ЕС подаётся позитивная новость со словами ведущего: «А вот в Беларуси…»), селекцией (для примера: в международной хронике на телеканале СТВ за неделю не было ни одного позитивного сюжета), фабрикацией, искажением информации.
Кроме того, пропагандисты не пренебрегают манипулятивной семантикой и манипулятивными оценочными высказываниями. Из недавнего — вот как на СТВ рассказывают о жизни поляков:
«В Польше начали активно готовиться к новому отопительному сезону. Правда, подход к этому выбрали весьма, мягко говоря, неординарный. Вместо того, чтобы проверить оборудование, трубопроводы и прочее, власти страны призвали население запасаться топливом.
Для этого был сделан широкий жест. Полякам разрешили в лесах собирать ветки и сухостой для использования в качестве топлива для обогрева домов. И это в 21 веке, в европейском государстве. Хотя надо отдать должное заботе властей о народе. В Польше дрова из-за повышенного спроса уже подорожали в несколько раз. И для многих становятся недоступными. Поэтому для стремительно беднеющего населения нашли выход — бесплатное топливо в виде веток и палок».
В сюжете добавили, что «теперь на отопление будет уходить больше половины годового дохода обычной польской семьи».
Подобные новости стали частыми в эфире госТВ. Если раньше международная хроника состояла из катастроф, убийств, протестов, то сейчас в ней превалирует экономическая тема: «40 % немцев планируют отказаться от мяса и рыбы из-за высоких цен», «Американцы шокированы резким подорожанием топлива», «Люди вынуждены экономить и реже ходить за продуктами. В Польше могут закрыться многие магазины», «В одни руки — по пачке макарон и муки. В европейских магазинах начали ограничивать продажу продуктов».
Как известно, советская пресса тоже рассказывала о «загнивающем Западе», но было ли в то время настолько сильное перекручивание фактов, настолько яркий контраст? Спросили у беларусского журналиста Виталия Цыганкова — сооснователя информационного агентства БелаПАН, ведущего телеканала «Белсат», автора «Радыё Свабода», который учился журналистике ещё в СССР и застал советскую пропаганду:
«Вообще, газеты я стал читать с 6 лет, и отмечу, что были разные периоды деятельности пропаганды. Если в 1970-х годах наблюдалась определённая разрядка, то в начале 1980-х — особенное напряжение, пик злобной антиамериканской пропаганды. В целом, было много схожего с нынешней беларусской пропагандой (там всё плохо, а у нас всё хорошо), однако факты даже советские пропагандисты старались не перевирать. Да, некоторые факты умалчивали, другие выпячивали, но не говорили, например, что пенсионерам на Западе не хватает пенсии, чтобы выжить. Не было явного вранья».
Говоря о схожести беларусской пропаганды с советской, Виталий Цыганков отмечает, что в последнее время в госСМИ Беларуси по примеру России стали использовать выпячивание фигур с Запада, которые там не имеют никакого веса. Например, политологов — как правило, бывших советских граждан:
«В советское время в качестве комментаторов были западные коммунисты, не представлявшие широкие слои общества, дутые фигуры, как Анджела Дэвис, какие-то чудаки, которых не знал никто, кроме советского зрителя. При этом в СССР были авторы, которые писали и что-то хорошее про капиталистические страны, на телевидении были сюжеты, которые рассказывали о чём-то интересном, не касаясь политики».
Однако современный беларус, в отличие от потребителя новостей в СССР, имеет гораздо больше возможностей проверять информацию, черпать её из альтернативных источников. Но Виталий Цыганков считает, что это не является определяющим для эффективности пропаганды фактором:
«И тогда, и сейчас пропаганда падает на подготовленную почву — на тех людей, которые готовы её воспринимать. Она не делает людей глупее, но воспринимается людьми, уже ограниченными. Помню, как в Минске советская молодёжь из моего окружения совершенно не воспринимала пропаганду, было скептическое отношение к советским реалиями и позитивное — к западным, хотя никто особо не знал, как там живётся».
Эксперт делает вывод, что не стоит преувеличивать эффективность пропаганды — она не завоёвывает новую аудиторию. И если бы в госСМИ не было антизападной пропаганды, то определённая категория людей — благодаря своему мировосприятию — всё равно находила бы на интернет-площадках ресурсы, подтверждающие их взгляды, уверен Виталий Цыганков.