«Слово пацана» на службе пропаганды
Нашумевший российский сериал «Слово пацана» пропаганда использовала, чтобы напомнить беларусам, кто не допустил в стране организованную преступность.
Первая серия «Слово пацана. Кровь на асфальте» вышла в конце ноября. Сериал пока вышел не полностью, но уже успел наделать много шума. В России ведётся дискуссия о том, не запретить ли его. В Украине Минкульт призвал блогеров не популяризировать российский сериал и назвал его «вражеской пропагандой». Беларусские медиа также заинтересовались популярностью российского сериала.
«Слово пацана» в госпропаганде
Сериал пока вышел не полностью, но госмедиа уже отреагировали на него. Причём согласованной однозначной позиции у пропагандистов на его счёт нет. Например, депутат Олег Гайдукевич в эфире программы «Либеральный четверг» на «СБ ТВ» признал, что «сериал полезно смотреть молодёжи». Напоминаем, что у сериала есть возрастной ценз «18+». По словам депутата, картина снята качественно, поэтому не нужно её запрещать, но родители «должны комментировать то, что дети видят на экране».
– Сериал талантливый: качественная режиссура, качественная игра актеров. Я посмотрел пять серий и обязательно посмотрю три последние. Я жил в то время и как будто окунулся в своё прошлое. Многие вещи, которые показаны, к сожалению, были … В сериале показана грязь. Показано, что бывает, когда мы упускаем детей, когда разваливается страна, когда правоохранительные органы теряют силу, – опубликовала «СБ: Беларусь сегодня» мнение Гайдукевича.
Кроме этого, Гайдукевич не упустил шанс повторить пропагандистский нарратив о том, что молодёжь должна ценить то, что живёт «в мирной стране» и «некриминогенной обстановке».
Но если Олегу Гайдукевичу «Слово пацана» понравился, то пропагандистка Людмила Гладкая не была в восторге.
– Нам такого не нужно. Ни в Беларуси, ни в России, – поделилась она мнением на «Альфа Радио».
После просмотра нескольких серий она сделала конспирологический вывод, что за сериалом могут стоять «люди, признанные иноагентами, и те, кто сидит за границей».
– А потому что в России в следующем году выборы. И недоброжелатели делают ставку на детские головы, ведь детей проще всего завербовать, их гораздо проще втянуть в плохое, чем в хорошее. Вот этим всем и пользуются. Почему? В сериале снимаются привлекательные актеры, звучит приятная музыка, романтизируется не тот ученик, который старательно учится, помогает старшим, а бандит, который избивает и ворует. Если режиссёр прямо сейчас так хотел снять киноленту про подростков, то почему не снял про «тимуровцев»?! – задалась вопросом Гладкая.
На «Беларусь 1» главный акцент сделали на том, что родителям нужно обсуждать сериал или даже вместе посмотреть. Объясняется это тем, что запрет ничего не решит, дети найдут способ посмотреть его. Пропагандистка Анастасия Бенедисюк напомнила зрителям, что в Беларуси были те же проблемы, как и в Казани:
– Многие беларусы помнят тот беспредел: рэкет, вымогательства, угоны автомобилей. Всё продолжилось с развалом СССР. Уличные районные банды стали настоящими криминальными кланами. К 1994 году в Беларуси действовало около 150 организованных преступных групп. Торгуешь на рынке – заплати за место. Был даже разбой на трассе Минск – Москва. Президент Беларуси Александр Лукашенко не раз рассказывал, как устраивали ловушки и уничтожали зло.
На ОНТ также хвалили Лукашенко.
– Жёсткий отпор бандиты получили в середине 90-х. С преступностью нужно было кончать – это было волевое решение первого президента страны. Бойцы спецподразделений с преступниками не церемонились. Некоторых ликвидировали при задержании, – напомнил зрителям передачи «Как посмотреть» Александр Плескачёв.
- в Беларуси была организованная преступность, но благодаря Лукашенко правоохранители смогли её искоренить;
- за созданием сериала стоят силы, желающие раскачать ситуацию в России;
- сильные правоохранительные органы – залог отсутствия ОПГ.
«Слово пацана» в независимых медиа
Независимые СМИ постарались ввести своих читателей в контекст, описав сюжет картины и рассказав околосериальные новости. Например, «Зеркало» в своей публикации рассказало про режиссёра, про автора книги, по которой сериал был снят, про актёров и про то, есть ли параллель с Беларусью. В конце материала автор рассуждает, почему же сериал пользуется популярностью в Беларуси.
– Увы, но Беларусь находилась и находится (особенно после разгрома независимых СМИ, культурных и социальных инициатив) в российском культурном пространстве. Оставшийся на сцене «Беларусьфильм» не снимает качественной современной продукции. Фильмы и сериалы, созданные независимыми режиссёрами, в стране недоступны (вроде «Радзімы», посвящённой дедовщине и протестам 2020 года). А потому зрители отдают предпочтение продукции соседней страны, – делает выводы автор.
Про сериал писали и «Наша Ніва», и «Радыё Свабода», но в этих медиа главный вопрос – не относится ли картина к «русскому миру». На «Свабоде», например, пытались на него ответить кинокритик Тарас Тарналицкий и художник кино Сергей Гудилин.
Кроме этого, журналисты «Зеркала» и «Нашай Нівы» описали, как была устроена организованная преступность в Беларуси. В первом издании вышло интервью с бывшими участниками молодёжных группировок из региональных городов. А «Ніва» опубликовала статью с обзором уже беларусских ОПГ, которые «десятилетиями держали общество в страхе».
Также независимые медиа старались обратить внимание на то, как отреагировала пропаганда на популярность сериала. Например, большинство СМИ заметили ответ сотрудников МАЗа сериалу «Слово пацана». В ролике, который записали заводчане, мужчины давали слово «говорить правду, заботиться о семье и родителях, помогать нуждающимся, учиться новому и всё в таком духе».