Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок антизападные нарративы балючыя пытанні беларусские СМИ бигтех будущее Владимир Путин война в Украине выборы в КС выборы-2025 гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова Молдова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская стандарты стандарты журналистики СТВ США твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

Три «успеха» ботов пропаганды за неделю: как беларусов хотят держать за идиотов

Страсти по «киберпенсионерке», бесстыжие никнеймы ботов в YouTube и провал рашистской киноленты в минском прокате.

Поделиться:

За последнюю неделю случилось три медиасобытия, которые прекрасно иллюстрируют, как пропаганда хочет держать беларусов за идиотов. Потому что во всех трёх случаях ложь очевидна. Но госпропаганда даже не особо старается её маскировать.

Кстати, о происхождении слова «идиот»: в древних Афинах так называли граждан, не принимавших участия в общественной жизни. Сегодня так называют несведущего, глупого человека. Пожалуй, это очень точное слово: в нижеперечисленные фейки пропаганды можно поверить, только если быть совсем уж оторванным от общественной жизни Беларуси и не обладать хотя бы минимальным уровнем медиаграмотности.

Но перейдём к событиям.

Гомельское госСМИ спалилось на AI-портрете героини – а на разоблачение ответило грубой бот-атакой

Гомельское издание «Флагшток» обнаружило, что в газете Гомельского горисполкома «Гомельские ведомости» использован портрет якобы пенсионерки, сгенерированный искусственным интеллектом. «Коренная жительница Гомеля» расхваливает город на все лады.

Подозрение возникло у журналистов из-за схожести «фото» с типичными изображениями, сгенерированными нейросетями, вроде Midjourney: портрет выглядит более чем ретушированным, неестественным, конструкция ворота блузки женщины ассиметрична, а на размытом фоне угадываются черты американского или европейского города. Пользователям подобных сервисов сходство сразу бросается в глаза.

Скриншот: Флагшток

Скриншот: Флагшток

Проверка сервисом aiornot.com подтвердила: иллюстрация искусственная.

«Автором материала указана Светлана Тягунова, – пишет «Флагшток». – Этим же именем в газете подписаны тенденциозные публикации об упадке западных стран, обзоры культурных мероприятий и событий в Гомеле. Вероятно, имя автора также является вымышленным. Светлана Тягунова не упоминается на страницах газеты ранее марта 2023 года, а реальное фото такого корреспондента найти не удалось».

Всё это наводит на подозрение, что героиня статьи вообще существует в реальности.

Чем же ответила на это госпропаганда? Гомельские пропагандисты скоординировали ботов, чтобы доказать реальность киберпенсионерки, продолжает историю «Флагшток». Вместо признания фальсификации госизданием  под публикациями «Флагштока» в соцсетях стали появляться комментарии о том, что гомельская пенсионерка настоящая, просто она очень хорошо выглядит. Как показала проверка журналистов, часть этих комментариев принадлежит сотрудникам идеологических служб, часть – ботам, то есть фейковым аккаунтам.

Вот, к примеру, один из комментариев фейкового аккаунта:

«Бабулька-симпапулька. Приятно посмотреть, думаю без фильтра будет смотреться не хуже. А к чему перемывание статьи, сейчас молодежь фото без обработки не выставляет в сети и это норм, а здесь уже все – трагедия».

А вот что написала, не особо скрывая личность, Екатерина Кравченко – старший инспектор отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Лоевского райисполкома:

«Как по мне фото настоящего человека, просто фото профессиональное и фотографу респект. Просто немного растушевали фон и ярче оттенки красок».

Кто-то даже признал использование нейросети, не сумев понять, что речь о фото, а не о тексте:

«Информация в статье соответствует реальности, а то, что в ее написании использована нейросеть, так мир не стоит на месте».

К тому же сгенерированный нейросетью портрет не может по определению «соответствовать реальности»: комментатор не замечает противоречия в своих словах.

Интервью Лукашенко массово комментируют боты – а госСМИ хвалятся этим

ГосСМИ восхваляют и усиленно продвигают интервью Лукашенко «украинской журналистке» Диане Панченко, которая на самом деле является российской пропагандисткой с украинским гражданством, против которой в Украине возбудили уголовное дело. Беларусские госСМИ хором вещают о миллионах просмотров и десятках тысяч комментариев под видеоверсией интервью на YouTube: мол, заявления Лукашенко интересны всем на свете.

Media IQ изучил комментарии – и судя по однотипности постов от подозрительных аккаунтов с никами типа «user-*случайный набор символов*», высокие показатели обеспечены целенаправленной работой фейковых аккаунтов.

Что случается офлайн без ботов: в Минске на премьеру Z-фильма «Свидетель» пришли четыре человека

В России сняли пропагандистский фильм «Свидетель» о российско-украинской войне, который демонизирует Украину. Главный герой – бельгийский скрипач в военной Украине, ВСУ насилуют и убивают его спутницу, а самого музыканта под пытками заставляют играть гимн люфтваффе, пересказывает сюжет «Медуза».

На премьеру фильма в минском кинопрокате пришло только четыре человека: провластная активистка Ольга Бондарева со знакомыми. В некоторых кинотеатрах фильм сняли с проката. Провалился в прокате он, к слову, и в России. То есть пропагандистский «шедевр» не вызвал интереса.

К сожалению пропагандистов, для кинотеатра нельзя нагенерировать зрителей. Но можно предположить, что кинозалы вскоре заполнят с помощью административного ресурса, в «добровольно-принудительном» порядке пригласив на них сотрудников госучреждений, школьников, студентов и военных – как это делается со спортивными турнирами или как в 2020 году свозили бюджетников со всей страны на митинг Лукашенко.

Хорошо 7
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты