«Сама кампания для нас во многом из разряда “мы это проходили”». Знакомые манипуляции беларусских госСМИ – в новостях о выборах в Госдуму

С 17 по 19 сентября в России прошли выборы в Госдуму, в результате которых победила партия власти «Единая Россия». Беларусские госСМИ нашли общее у нынешних парламентских выборов в России и прошлогодних президентских в нашей стране. По мнению медиа, в обоих случаях в электоральный процесс вмешивались извне и информационно на него давили, с чем Россия якобы справилась только благодаря опыту Беларуси. При этом пропаганда использовали те же манипуляции, что и год назад.

Поделиться:

Европейские наблюдатели «обиделись» и не приехали

Беларусские госСМИ традиционно критиковали Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) за то, что она не прислала наблюдателей на выборы.

В «Главном эфире» на «Беларусь 1» 19 сентября рассказали, что впервые за 30 лет наблюдатели от ОБСЕ проигнорировали выборы в Госдуму.

– Европарламентарии объяснили это тем, что из-за COVID-ограничений их количество сократили, и они не смогут осуществлять свою работу эффективно, – отметило БТ.

Гостелеканал создал у зрителей впечатление, что представители ОБСЕ нашли причину в виде коронавирусных ограничений, чтобы не приезжать на выборы в Россию. Это не так. Пандемию как повод использовали российские власти, чтобы резко сократить число наблюдателей ОБСЕ на выборах в Госдуму – с 500 до 60 человек. 4 августа Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентская ассамблея (ПА) ОБСЕ заявили, что такая мера не позволит им эффективно и тщательно осуществить свою работу.

Фото: скриншот с сайта ont.by

О том, что на выборах в Госдуму не будет наблюдателей ОБСЕ, 17 сентября сообщил и ОНТ. Но, как и БТ, не дал полную картину, хотя умолчал о другом. ОНТ уточнил, что БДИПЧ ОБСЕ просило квоту в 500 человек для своей наблюдательной миссии, а «из-за ковида в Россию пригласили только 50» (речь идёт про БДИПЧ ОБСЕ, ещё 10 наблюдателей готовы были принять от ПА ОБСЕ). При этом ОНТ не сказал, как именно такое сильное сокращение числа наблюдателей повлияло на решение ОБСЕ. По версии ОНТ, «европейцы обиделись» и БДИПЧ ОБСЕ «раздувает скандал».

Похожие выпады в адрес ОБСЕ можно было наблюдать в июле прошлого года в беларусском инфополе. Тогда ПА ОБСЕ не смогла направить своих наблюдателей в Беларусь на выборы из-за коронавируса, а БДИПЧ ОБСЕ – из-за того, что беларусская сторона не пригласила его представителей своевременно.

Как и в случае с российскими выборами, госСМИ старались не информировать о позиции европейской организации. А ОНТ и вовсе смешал заявления БДИПЧ и ПА ОБСЕ. Телеканал показал всё так, будто представители ОБСЕ выдали желаемое за действительное и придумали «солдатсткую причину»: якобы не прислали наблюдателей, потому что их поздно пригласили, а на деле – из-за ковида. Это манипуляция.

Платформа «Голос» занимается фальсификациями

У Media IQ случился ещё один флешбэк – связанный с платформой «Голос».

В нашей стране в июле 2020-го инициатива «Честные люди» запустила «Голос» для контроля за честностью выборов и альтернативного подсчёта голосов. Тогда госСМИ пытались убедить, что разработчики платформы не позаботились о её защите от взлома и фальсификаций – мол, система «уязвимая для хакерских атак и манипуляций цифрами».

«Методичка Шарпа». Как ОНТ манипулирует с помощью одной фамилии и теории заговора?

Фото: скриншот с сайта ont.by

Несмотря на то, что «Беларусь 1» среди прочих критиковал «Голос», после выборов телеканал использовал данные инициативы о подсчёте голосов, чтобы доказать победу Александра Лукашенко. БТ и тут применило манипуляцию – сделало вывод о лидерстве Лукашенко только на основе информации из официальных протоколов, то есть без учёта фальсификаций.

В сюжете о выборах в Госдуму «Беларусь 1» снова дискредитировал «Голос» – на этот раз российский.

– Так же, как и в Беларуси, в России на выборах планировала работать платформа «Голос». Цель – наблюдение и выявление нарушений, – заявил «Беларусь 1». –  Буквально на этой неделе состоялся пранк – с представителями «Голоса» поговорили по поводу их наблюдателей на избирательных участках. Они сказали, что испытывают колоссальный дефицит в людях. И это объяснимо.

Телеканал не раскрыл, кто и когда совершил этот «пранк». Но подкрепил своё высказывание цитатой политолога, доцента кафедры Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Сергея Карнаухова. По его словам, «Карта наблюдений» российского «Голоса» модерируется из США и не является достоверной.

– Мы провели анализ. Оказалась очень интересная вещь: с 2016 года по 2020 год на их [«Голоса»] «Карте нарушений» 92 % точек, где якобы были выявлены нарушения действующего законодательства – это обман, ложь, фейки, – пояснил Карнаухов. – Они [«Голос»] работают в той логике, в которой сейчас работает весь ЕС. Это тотальная ложь, которая рассказывает о лжи, и потом на этой лжи строится новая ложь. Это абсолютный сюрреализм, политический сюрреализм.

Фото: скриншот с сайта tvr.by

16 сентября «Голос» опубликовал на своём официальном сайте «Заявление об очередной пропагандистской кампании по распространению лжи о движении “Голос”». В заявлении упоминается, что информацию о 92% «фейков» на «Карте нарушений» провластные организации распространяют давно, но до сих пор не доказали её правдивость:

«Регулярно перед каждыми выборами звучат заявления представителей Общественной палаты России (ОП РФ), Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте России и избиркомов, что на “Карте нарушений” публикуются 92 % “фейков”. Однако представители ОП РФ так и не представили материалы проведённых ими проверок. Официальные запросы “Голоса” в ОП РФ и избиркомы в 2018 и 2020 годах остались без ответа».

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Американские промежуточные выборы дали беларусским пропагандистам повод для домыслов, что республиканцы потеснят демократов и оставят Украину без поддержки США.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты