«Российские наемники» в июле захватили внимание журналистов двух стран. Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа

Отчет о прокремлевских нарративах в беларусских медиа.

Поделиться:

Основные выводы исследования:

  1. В июле окончательно утвердилась тенденция поддержки инкумбента Александра Лукашенко в российских СМИ, чему не помешала даже антироссийская кампания в беларусских СМИ в рамках «дела ЧВК «Вагнера». Напомним, данный выбор Кремля мы фиксировали первоначально в июне – после задержания и помещения в СИЗО Виктора Бабарико и двух встреч Александра Лукашенко и Владимира Путина.
  2. Беларусская пропаганда занимала в июле амбивалентную позицию: с одной стороны позитивно освещались встречи чиновников двух стран и личные отношения Александра Лукашенко и Владимира Путина, с другой стороны для дискредитации альтернативных кандидатов в президенты использовалась отсылка к «руке Москвы», «кукловодам из «Газпрома», а в конце месяца  появилась тема «задержания российских боевиков» и утверждение, что более 200 боевиков ЧВК «Вагнера» заброшены в Беларусь с целью дестабилизации обстановки в период избирательной кампании, а также что российские наемники якобы работают на беларусскую оппозицию.
  3. «Дело ЧВК «Вагнера» затмило другие темы при описании беларусско-российских отношений в СМИ двух стран. При этом в российских СМИ эта история, в основном, подавалась как недоразумение, а в беларусских госСМИ – как реальное иностранное вмешательство, но без указания на конкретного заказчика. Беларусские независимые СМИ давали широкий баланс мнений и пытались проверять озвученные официальными лицами факты.
  4. В российских СМИ назвали Светлану Тихановскую главной соперницей инкумбента Лукашенко и сфокусировали на ней внимание. При этом в близких к Кремлю СМИ были использованы лояльные Лукашенко эксперты, назвавшие Тихановскую прозападным кандидатом и приписавшие ей намерение разорвать Договор о создании Союзного государства и план выхода Беларуси из ОДКБ.

context, о чем писали СМИ

В июле российские СМИ писали о регистрации кандидатов в президенты Беларуси, а также освещали протесты, вызванные отказом в регистрации «кандидатов надежды» Виктора Бабарико и Валерий Цепкало. Особое внимание было уделено объединению штабов альтернативных кандидатов под эгидой Светланы Тихановской и возникшему бренду «три женщины против диктатора Лукашенко». Термин основного соперника действующему президенту перешел от Виктора Бабарико к Светлана Тихановской.

Главной темой в СМИ двух стран стало «дело ЧВК «Вагнера», но она появилась под занавес месяца. В начале июля СМИ активно цитировали беларусского посла в РФ Владимира Семашко о том, что Россия вынуждала Беларусь передать 95% полномочий на уровень Союзного государства, продолжались споры о наличии или отсутствии у Беларуси долгов за поставленный газ.

Что мы сделали

В рамках исследования «Прокремлёвские нарративы в беларусских медиа» мы проанализировали 1517 публикации (626 беларусских и 891 российских) ведущих медиа двух стран о беларусско-российских отношениях в СМИ Беларуси и России с 1 по 31 июля 2020 года. В подборку попали российские публикации, на которые ссылались в Беларуси, и беларусские, которые ссылались на российские СМИ, а также публикации, которые лидировали в выдаче новостных агрегаторов Google News, Яндекс.Новости по ключевым словам, описывающим беларусско-российские отношения (*).

Фокус на источниках

В беларусском наборе исследованных СМИ в июне оказались 1178 ссылки на источники, а в российском – 1993. Под источниками мы понимаем ссылки на другие СМИ, органы и организации, а также людей, на которых ссылаются при сообщении фактов, а также кого цитируют.

Сравним частотность.

В июле на первое место в качестве источника информации о беларусско-российских отношениях в беларусских СМИ вышло российское государственное информационное агентство ТАСС. Агентство цитировали при возвращении раз за разом к теме скорого восстановления авиасообщения между странами (вопрос решился только 21 сентября), рассказах о российской вакцине от COVID-19, но особенно часто в конце июля – для трансляции российской позиции по задержанным в Беларуси 33 российским гражданам, сотрудникам ЧВК «Вагнера», которых беларусские власти заподозрили в приготовлении к массовым беспорядкам (ст.13 ч.2 ст. 293 УК РБ).

Александр Лукашенко в течении июля создавал массу информационных поводов, делая громкие заявление о победе над COVID-19, о попытке иностранных центров дестабилизировать ситуацию в Беларуси перед выборами, о том, что беларусская Конституция, по его словам, написана не под женщину, «Свою страну мы никому не отдадим» (про смену власти на выборах), о возможности использовать армию «для наведения порядка» и о выдворении иностранных журналистов.

Иногда высказывания Лукашенко автоматически требовали комментариев Кремля, как например, когда после встречи с Путиным Лукашенко вдруг сказал, что бессимптомно переболел коронавирусом: журналисты атаковали пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова – знали ли в Кремле о болезни Лукашенко и не заразил ли он кого-то во время визита.

«Дело ЧВК «Вагнера» стало звездным часом беларусского государственного информагентства БЕЛТА, которое цитировали практически в каждой публикации по данной теме российские СМИ. Также наиболее частотными комментаторами по теме стали пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков и российский посол в Беларуси Дмитрий Мезенцев – на них ссылались в СМИ двух стран.

А вот госсекретарю Совбеза Беларуси Андрею Равкову не повезло: он объяснялся с журналистами после совещания у президента по «делу ЧВК «Вагнера», после специального собрания на этот счет кандидатов в президенты в Центризбиркоме, но по частотности ссылок он не превысил 3% порог статистической погрешности в СМИ двух стран (1,95% – в беларусских, 2,91% – в российских СМИ). Это вряд ли воспринималось негативно Равковым, который никогда не стремился к особенной публичности, а тут вдруг стал главными спикером с беларусской стороны по очень щекотливому вопросу. После выборов вектор беларусской пропаганды изменился, и Россия из объекта критики вновь стала лучшим другом, а Лукашенко 3 сентября отправил Равкова в отставку.

В российских СМИ важным источником новостей из Беларуси в июле выступает портал TUT.BY – отсюда российские журналисты берут информацию об альтернативных кандидатах в президенты (беларусские госСМИ их практически игнорируют), предвыборных митингах и акциях протеста, дополнительные сведения о том, где и как жили перед задержанием 33 предполагаемых «вагнеровцев».

Фокус на героях публикаций

В общей сложности при освещении интеграционной тематики в июне в исследованных беларусских медиа упоминались 333 персон, в российских – 390. В этой категории учитывались любые упоминания в текстах людей, которые можно идентифицировать по имени и фамилии, а не только тех, на кого направлен фокус публикации, а также не давалось оценки кто из героев играет большую или меньшую роль в истории. Значение определяется по количеству документов с упоминанием той или иной персоны за указанный период (единица анализа).

Сравним частотность.

В исследованных публикациях по тематике беларусско-российских отношений в июле получился разный набор упоминаемых персон в беларусских и российских СМИ. Это объясняется в частности методом отбора, так как мы исследовали как беларусские СМИ пишут по российской внутренней повестке и наоборот. Таким образом в беларусских СМИ среди топ-персон оказались те, кто комментировал «дело ЧВК «Вагнера», а также главы правительств двух стран Роман Головченко и Михаил Мишустин – они вели переговоры между собой.

Первый зарубежный визит после начала пандемиии COVID-19 российский премьер-министр Михаил Мишустин сделал в Беларусь. Общие слова по итогам переговоров лучились оптимизмом, но конкретных достижений названо не было. В июле осталось незамеченным массовыми СМИ решение России ограничить внешние лимиты для основанных российскими банками белорусских банков. После президентских выборов в Беларуси наоборот массовые СМИ писали о просьбе Мишустина расширить внешние лимиты для этих банков – это преподносилось как косвенная поддержка режима Лукашенко (это тема для отдельного исследования).

Если же говорить об упоминаемых персонах в российских СМИ, то в июле, как и в июне, трехпроцентный барьер по частотности упоминания в российских СМИ из беларусских деятелей преодолели исключительно участники избирательной кампании, а также российских посол Дмитрий Мезенцев.

Фокус на транслируемых идеях

В июле в беларусских и российских СМИ по частотным тематическим нарративам (**) можно судить, что в исследуемой тематике двухсторонних отношений была сформирована разная повестка дня, в которой совпадает только «дело ЧВК «Вагнера».

В беларусских СМИ среди частотных нарративов транслируется кремлевский нарратив о «безосновательном задержании россиян в Минске», в то время как в российских – беларусский нарратив «более 200 боевиков ЧВК Вагнера заброшены в Беларусь с целью дестабилизации обстановки в период избирательной кампании». В беларусском случае на частотность повлияло присутствие в качестве беларусского СМИ портала «Спутник Беларусь» (принадлежит МИА «Россия сегодня»). В российских СМИ почти в каждой публикации цитировалось агентство БЕЛТА, что дало высокую частотность нарративу, а вот российские официальные лица забрасывали информационное пространство разными взаимоисключающими версиями о причинах приезда задержанных 33 российских граждан в Беларусь (например, посол Мезенцев говорил, что у них есть разрешение на работу в Беларуси и что они едут транзитом через Беларусь и просто опоздали на самолет). В июле маргинальным был нарратив, что речь идет о «провокация третьей страны» (намек на спецслужбы Украины и США). Когда же 14 августа «бойцы ЧВК Вагнера» вернулись в Россию, с такой версией выступили официальные лица Беларуси и России.

В целом же можно отметить, что в июле по исследуемой тематике в беларусских СМИ транслировались «меркантильные» нарративы, а в российских – политические.

Президентские выборы в беларусско-российском контексте и споры по газу

Если сгруппировать менее частотные нарративы по более широким темам, то видно, что в июле несмотря на общее напряжение в отношения между Минском и Москвой, в российских медиа преобладали нарративы с позитивной коннотацией о Лукашенко и Беларуси (8,1% против 4,4% – с негативной). В беларусских медиа соотношение оказалось противоположным (40,6% – негативно о России, 24% – позитивно). По сравнением с июнем направленность данных нарративов в беларусских и российских СМИ поменялись на свою противоположность.


* 626 публикации в 13 беларусских медиа («Беларусь 1», «Белсат TV», БелТА, «КП Беларусь», «Наша ніва», ОНТ, «СБ. Беларусь сегодня», «Спутник Беларусь», СТВ, Euroradio, Naviny.by, Onliner, TUT.BY) и 891 публикации в 13 российском медиа («Ведомости», «Вести.Ru», «Известия», «Интерфакс», «Коммерсант», «Радио Спутник», РБК, РИА Новости, ТАСС, «Украина.ру», «Эхо Москвы», Lenta.ru, Tj).

Среди исследованных публикаций беларусских медиа наибольшее число было у изданий «Спутник Беларусь» (19,6% от всех публикаций), БелТА (16,3%) и TUT.BY (11,1%), среди российских – у РИА Новости (28,2%), РБК (13,5%) и ТАСС (13,1%). Постоянный мониторинг беларусских медиа в данном исследовании включает 4 телеканала и 9 онлайн-медиа (Список беларусских медиа в см. приложении 5).

** Отметим разницу двух блоков мониторинга — «Прокремлёвские нарративы в беларусских медиа» и «Пропаганда, манипуляции, дезинформация в беларусских медиа». Это связано с разницей в задачах, выборке и методологии: в первом случае фиксируются нарративы каждой новости, а во втором — нарративы только новостей с манипуляциями, к тому же анализируется разный набор медиа.

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Американские промежуточные выборы дали беларусским пропагандистам повод для домыслов, что республиканцы потеснят демократов и оставят Украину без поддержки США.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты