Что произойдёт с международным кинофестивалем высокого уровня, если за организацию возьмётся государство?
«Русский мир», советское кино и обслуживание интересов властей.
24 ноября закончился ХХІХ Минский Международный кинофестиваль «Лістапад». До 2021 года «Лістапад» 11 лет организовывало частное учреждение культуры «АРТ Корпорейшн». Центр организовывал также и Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», который поддерживал «Белгазпромбанк» и лично Виктор Бабарико. В 2011 году Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров FIAPF предоставила «Лістападу» временную аккредитацию FIAPF, а в 2013 году, после прохождения испытательного срока, – постоянную, в знак признания высокого качества организации. С 2017 года на минском фестивале появилась новая номинация, победитель которой получает приз Международной федерации кинокритиков (FIPRESCI).
«Мы пытались сделать так, чтобы “Лістапад” соответствовал статусу международного, был в составе фестивальной семьи, где присутствуют Варшавский, Московский, Берлинский форумы», – говорит директор ликвидированного в Беларуси Центра «АРТ Корпорейшн» Анжелика Крашевская. В 2020 году Министерство культуры за один день до начала отменило фестиваль. В 2021, 2022 и 2023 «Лістапад» прошёл под руководством Национальной киностудии «Беларусьфильм», и больше не имеет ничего общего с прежнем кинофестивалем, хоть и продолжает использовать его название. Фестиваль сразу же потерял аккредитацию FIPRESCI, полностью изменились ценности и география демонстрируемых фильмов, общий посыл мероприятия.
«Всё прошло на действительно высоком уровне»
О ХХІХ Минском Международном кинофестивале «Лістапад» беларусские государственные СМИ выпустили позитивные хвалебные сюжеты. Об изменении состава организаторов и отсутствии преемственности госСМИ ничего не говорят, наоборот, создают иллюзию, что это всё тот же международный фестиваль. На официальном сайте, который создали под новое руководство, история фестиваля тщательно зачищена. «Согласно экспертной оценке как отечественных кинодеятелей, так и членов международного жюри – всё прошло на действительно высоком уровне, который характерен для самых престижных международных кинофорумов», – рассказывает «СБ. Беларусь сегодня». Члены международного жюри – это люди из Беларуси и России, два человек из Китая, один из Сербии и один из Казахстана.
Режиссёр, продюсер и телеведущий Белтелерадиокомпании Сергей Катьер в интервью «Беларусь 1» говорит, что кинотеатры нужно заполнять беларусским кино, а не американским, воспитывать зрителей на «нашем кино». До 2020 года в рамках фестиваля проходил Национальный беларусский конкурс, на котором демонстрировали только беларусские фильмы. Но новые организаторы упразднили Национальный конкурс, и телеканал не вспомнил эту площадку для продвижения своего кино.
«Лістапад-2023» бьёт рекорды прошлых лет?
Одним из основных информационных поводов для государственных СМИ стало якобы рекордное количество заявок, которые в этом году собрал «Лістапад» – 2 087 из 107 стран мира (всего в мире на 2023 год существует 193 страны). «СБ. Беларусь сегодня» информирует, что в лидерах по количеству заявок – Россия, Китай и Сирия, присылали заявки из Франции, Германии, Америки, стран Балтии и Африки. Единичные фильмы из стран Западной Европы вошли только в программу анимационного кино.
Киножурналист Тарас Тарналицкий в материале для «Зеркала» заметил, что команда фестиваля посмотрела все заявки и составила программу всего за 34 дня. К слову, в 2022 году фестиваль также кичился большим количеством заявок. В свою очередь, «АРТ Корпорейшн» не озвучивал, сколько было подано заявок, публиковали только итоговое количество отобранных фильмов и количество стран-участниц. В 2023 году «Беларусь 1» обнародует только количество конкурсных картин, остальную информацию можно узнать, посчитав позиции в программе или каталоге.
«СБ. Беларусь сегодня» уверяет, что в 2023 году фестиваль стал самым масштабным за всю историю, якобы цифры кинофорума действительно бьют рекорды прошлых лет, а география участников самая масштабная за всю историю «Лiстапада». Это подтверждает председатель и художественный руководитель кинофорума, кинорежиссёр Александр Ефремов. Сравним: в 2023 году на фестивале всего показали около 101 картин из 27 стран мира (по подсчётам MediaIQ). В 2019 на «Лістападзе» показали 154 фильма из 50 стран, в 2018 – 184 картины из 60 стран.
Противоречащие заявления публикует «Спутник Беларусь» о том, присылала ли Украина заявку на «Лістапад». Медиа сообщает, что генсек СНГ Сергей Лебедев заявил, что на фестиваль подали заявки все страны Содружества, кроме Украины. А исполнительный директор кинофорума Алеся Жорникова и первый замминистра культуры Беларуси Валерий Громада говорят, что даже Украина прислала заявку.
«Форум сделал ставку на традиционные ценности»
Беларусские власти используют кинофестиваль «Лістапад» для решения политических вопросов, трансляции нужных идеологических нарративов, и государственные СМИ это продвигают. В материалах о «Лістападзе» пропаганда и спикеры говорят не о кинематографе как искусстве, а об отношениях между странами, заключённых договорённостях в сфере кинопроизводства, подарках на государственном уровне, удобных для государственной идеологии традиционных ценностях и служении Родине. «Когда-то форум сделал ставку на традиционные ценности, на кино о простых людях, пусть и находящихся в сложных житейских обстоятельствах, на неравнодушных героев, ищущих ответы на сложные вопросы, делающих выбор в пользу добра, веры, справедливости. Сквозная тема фестивальной программы многих лет – сохранение внутреннего достоинства человека, мира и благополучия в родном доме», – искажает историю «СБ. Беларусь сегодня», не уточняя, когда именно фестиваль сделал ставку на традиционные ценности, и создаёт иллюзию, что так было всегда. О кино же говорят как о способе влияния на людей.
Среди знаковых событий фестиваля «СБ. Беларусь сегодня» называет не кинооткрытия, а заключение договоров с китайскими кинокомпаниями и российской студии «Военфильм». О фестивале зачастую рассуждают чиновники, а если и деятели культуры – то только те, которые поддерживают официальный провластный курс России и Беларуси. «Лістапад» – это ещё и проверка дружбы. Узы с Китаем испытаем на прочность совместным кинопроектом», – считает «Беларусь 1». Беларусская пропаганда делает ставку на то, что зрители не запоминают события предыдущих лет и не могут сопоставить сюжеты тех же гостелеканалов 2019 или 2018 года с новостями 2023 года и заметить искажение.
Засилье России на беларусском фестивале
К 2023 возросло влияние России на Международный кинофестиваль. «Организаторы кинофорума заявляют своей целью популяризацию киноискусства в стране, а также сохранение единого кинематографического пространства России, стран СНГ и дальнего зарубежья», – сообщает «Спутник Беларусь». Из 101 фильма, показанного на «Лістападзе» в конкурсной и внеконкурсной программах, 44 – российские, и 5 картин времён СССР в ретроспективной программе. Среди спикеров – россияне, беларусы и два китайских эксперта. К кинематографистам других стран-участниц фестиваля госСМИ не обращались.
Игорь Угольников, народный артист России и председатель жюри игрового конкурса, в интервью «Беларусь 1» вспоминает о фильме «Брестская крепость» – как демонстрации единства Союзного государства, и уверяет, что настало время сделать партизанский фильм на киностудии «Беларусьфильм», она же и «Партизанфильм».
Российский актёр Александр Олешко в программе «Неделя» на «Беларусь 1» презентовал фильм Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырёх», в итоговом сюжете про фестиваль рассказал про свою любовь к беларусским чипсам, Витебску и «Славянскому базару», осудил российских актёров, признанных иностранными агентами и обсудил погоду с сотрудницей телеканала.
Негосударственные СМИ о «Лістападзе»
Независимые беларусские СМИ по-разному отреагировали на «Лістапад», который до 2021 года как информационный повод не пропускали. Это показал мониторинг Media IQ.
«Белсат TV», «Зеркало» и «Радыё Свабода» выпустили аналитические материалы, в которых кинокритик Ирена Котелович и киножурналист Тарас Тарналицкий объясняют, во что превратился кинофестиваль, подчёркивают основные негативные тенденции. Тарналицкий называет фестиваль политизированным и пустым аналогом «Славянского базара», говорит о возврате к СССР, засилье идеологии «русского мира» и традиционных ценностей. Ирена Котелович обращает внимание на крах авторитета фестиваля, полную деградацию программы, отсутствие доверия к фестивалю, через который государство решает свои идеологические задачи.
«Наша Нівa» выпустила два текста: один перепостила из БелТА, другой – из газеты «Звязда». Бекграунда у этих материалов нет, медиа не рассказывабт об изменении организаторов фестиваля. Reform.by также не знакомит читателей с важными обстоятельствами из истории фестиваля, только подчёркивает шквал российского кино. Создаётся иллюзия определённой нормализации ситуации.
Негосударственные СМИ, которые продолжают работать в Беларуси, или промолчали о фестивале, или ограничились стандартными короткими новостями о начале продажи билетов, церемонии открытия, авторских материалов нет.