Запад как основной объект высказываний российской пропаганды. Из анализа кремлёвских нарративов за январь-март 2022 года
Вопреки объективной реальности военной агрессии против Украины, в кремлёвских нарративах Россия представляется невинной жертвой, противостоящей Западу. Об этом свидетельствует проведённый Media IQ анализ публикаций ведущих беларусских и российских СМИ за январь-март 2022 года.
Идеологический нарратив «Россия и Беларусь против всех. Беларусь — форпост России на Западе» регулярно присутствует в СМИ двух стран, в высказываниях политиков, но в мирное время он был на периферии дискурса, играя роль обоснования тех или иных аспектов интеграции. Теперь это лейтмотив.
Примерно такую же роль играла критика однополярного мира, гегемонии США, которая укладывалась в нарратив «Запад диктует, как всем жить, а Россия (Беларусь) освобождаются от этого диктата». Впрочем, после того, как Россия выступила с требованием прекратить расширение НАТО, а её президент Владимир Путин прямо поставил под сомнение историческую легитимность существования Украины как государства — последний нарратив перестал быть маргинальным.
Потом произошло изменение модальности: уже речь идёт не столько о собственном освобождении, сколько о желании освободить другие народы, тех же украинцев, которые якобы влачат жалкое существование под гнётом марионеточного правительства — пресловутый «коллективный Запад» дёргает за верёвочки «киевскую хунту».
Запад вообще оказался основным объектом высказываний российской пропаганды и затмил Степана Бандеру, который олицетворял украинский национализм и до сих пор был главным историческим объектом российской пропаганды последние восемь лет. Накануне войны говорили об угрозе украинского национализма, целью «спецоперации» называли денацификацию Украины, но когда российский блицкриг по захвату Украины сорвался, то российская пропаганда стала делать основной акцент на том, что речь идёт о противостоянии с США или в целом с Западом.
Беларусская пропаганда добавила свой нюанс в этот расклад, убеждая отечественную аудиторию, что «Беларусь и Россия вместе способны противостоять любому внешнеполитическому давлению». В российской версии роль Беларуси в этом деле не особо упоминается. В её реальности Россия в противостоянии западным санкциям вполне себе самодостаточна. Более того, «своими контрсанкциями Россия испепелит экономику США».
Предсказанная агрессия
Нынешняя российская агрессия против Украины представляет собой один из редких случаев, когда официальные лица западных стран её предрекали, даже называли конкретную дату — 16 февраля. На самом деле нападение произошло немного позднее — 24 февраля. Российская и беларусская пропаганды использовали зазор между событиями, чтобы дискредитировать западных лидеров, подорвать доверие к их высказываниям. Не только российские политики, но и Александр Лукашенко заявлял, что «никто не планирует воевать против Украины».
Мониторинг фиксирует следующие нарративы в этот период: «Запад накаляет ситуацию вокруг Украины в своих интересах», «Запад использует повод для военной эскалации на границах Союзного государства», «Запад угрожает Москве и манипулирует международным сообществом относительно рисков неизбежного массированного вторжения России в Украину» и даже «Запад провоцирует Россию на военные действия».
Отдельно пропагандисты отрабатывали «истерику Запада по поводу военных учений Беларуси и России», называли фейком намерение России напасть на Украину, а также отвергали возможность использования беларусской территории в качестве плацдарма для этого. Предупреждения о российской агрессии со стороны западных официальных лиц директор Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов Дмитрий Егорченков, как передаёт БЕЛТА, назвал военными преступлениями в информационной сфере.
Боится ли пропаганда разоблачения
Как бы то ни было, «фейк» о планах российской агрессии против Украины через три дня оказался не фейком, а военные преступления уже проявились не в высказываниях политиков, а на практике.
Как пропаганда пережила то, что её многочисленные заявления о фейках были опровергнуты? Они даже не убрали из доступа медиатексты, в которых отвергали планы напасть на Украину. Российская пропаганда не заботится о том, чтобы быть последовательной и непротиворечивой, ведь массовый потребитель информации по истечении времени не помнит, что из услышанного оказалось правдой, а что нет, но прекрасно ориентируется в продвигаемых нарративах.
Авторы американской «фабрики мысли» RAND Corporation Кристофер Пол и Мириам Мэтьюз со ссылкой на экспериментальную психологию пишут, что «Даже если какой-либо канал или отдельно взятый пропагандист день ото дня меняет сообщение о событии, зрители, скорее всего, воспримут новое сообщение как достоверное, забыв о значении предыдущего “ошибочного” сообщения».
В общем, пропаганда проводит мысль, что Россия должна была превентивно дать сдачи то ли Западу, то ли Украине, которая якобы намеревалась ударить по сконцентированным у её границы российским войскам. Одновременно утверждается, что Запад безосновательно пытается представить Беларусь и Россию агрессорами.
В инфографике приводится математический подсчет постов, где встречаются слова «война» и «спецоперация». В некоторых случаях эти слова употребляются в другом контексте – «холодная война», Великая Отечественная война, в других случаях слова употреблялись на момент снятия информации, но в последствии пост был отредактирован.