Русь, русины и Московия — исторические манипуляции Путина, которые касаются и Беларуси
21 февраля 2022 года президент РФ Владимир Путин выступил с заявлением, в котором открыто отказался признавать права Украины на ещё одну часть украинской территории — на Донецкую и Луганскую области.
Путин сопроводил это военно-политическое заявление обширным комментарием, в котором решил порассуждать об истории Украины. Однако при этом он, использовав слова с корнем «рус», косвенно затронул и ряд вопросов беларусской истории.
Мы не могли пройти мимо исторических заблуждений и манипуляций Владимира Путина, которые по определению касаются и истории Беларуси. При этом рассмотрим под лупой исторического знания всего две фразы, на которых в значительной степени строится вся остальная идеологическая пропаганда и демагогия Москвы.
Русские Карлы и Ингелоты
«Издавна жители юго-западных исторических древнерусских земель называли себя русскими и православными», — заявил Путин.
Не вполне понятно, о каком именно периоде истории идёт речь. Те, кто жил на территории современной Украины, называли себя и полянами, и древлянами, и северянами, и волынянами, и бужанами. То же самое касается и территории современной Беларуси — тут были и кривичи, и литва, и ятвяги, и радимичи, и дреговичи. Да просто всех не перечислить.
Русь, руские — название скандинавов (норманнов), которые стали создавать свои военно-торговые фактории, а потом и княжества на территориях восточных славян. Скандинавы таким образом осваивали торговый маршрут из Балтийского моря в Чёрное.
«Мы от рода рускаго, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид» — гласит мирный договор киевского князя Олега (Хельги) с Византией. Подавляющая часть перечисленных имен — явно скандинавские.
Откуда пошла русская земля? Да оттуда, что пригласили хорошо вооружённых русов-скандинавов — в лоб сообщает нам Повесть временных лет.
«Само это название начинает упоминаться в IX-X столетиях и первоначально используется не в отношении наших этнических предков, а скандинавов. Во всяком случае в греческой традиции слово “рос” обозначает норманнов», – говорил всемирно признанный ученый-лингвист и историк славянских языков, академик Академии наук СССР и России Андрей Зализняк.
Естественно, изначально все эти и славяне, и неславяне были не только не православными, но даже и не христианами.
Более того, даже крещение этих земель князем Владимиром (и не только им) произошло ещё до отделения Константинополя от Рима — то есть местные первые христиане с таким же успехом были православными, с каким они были и католиками.
Таким образом, что хотел сказать Владимир Путин говоря о том, что «издавна» кто-то там считал себя русским и православным — вопрос. Само значение слов «Русь» и «русские» менялось на протяжении веков. Зачем же манипулятивно использовать эти термины, смешивая их значения в разных эпохах?
Вот, например, новгородцы себя «издавна» русскими вообще не считали. Они себя в самый разгар Средневековья называли «словене», а «поехать на Русь» для них означало дорогу в сторону Киева. Попытается ли Владимир Путин сделать из этого факта актуальные в XXI веке политические выводы? Может, отделит Новгород?
Опять же — даже если жители каких-то украинских и беларусских земель и считали себя русскими/русинами, разве это им мешало в XII веке считать Полоцкое или Черниговское княжество своим государством, а Суздальское — вражеским? Отнюдь.
Уроки «воссоединения» из Могилёва
«Так было и до XVII века, когда часть этих территорий воссоединилась с Российским государством, и после», – сказал Путин.
Для начала заметим, что разросшееся к XVII веку Московское княжество никак не могло «воссоединиться» с беларусскими или украинскими землями, так как эти земли вообще никогда раньше Москве не принадлежали.
Более того, нашим предкам, которые воевали с Москвой и до XVII века, и после, никак не мешало то, что они могли называть себя не только «литвинами», но и «рускими» или «русинами». Ведь наши предки, по их собственным представлениям, воевали именно против Москвы, а не против Руси.
И это давно известно. Даже на самом востоке современной Беларуси люди, называя себя русинами, совсем не ассоциировали себя с Москвой. Исчерпывающе расскажет нам об этом один неожиданный автор.
«Несмотря на тот факт, что нами обработан весь массив могилёвских магистратских книг за вторую половину XVI-XVII веков, ни одного случая определения в этих источниках населения Московского государства с “Русью” со стороны могилёвских мещан нами не выявлено. Наоборот, эти два понятия в актовых книгах последовательно разводятся и противопоставляются. Устойчиво определяя себя “русинами”, “рускими”, “Русью”, как и свой язык, книги и произведения искусства, в отношении к соседям с востока могилёвские мещане последовательно использовали термины “Москва”, “москвичи”, “москали”, “москавитины”, а их язык, книги и вещи называют “московскими”», – писал в 2018 году беларусский историк Игорь Марзалюк о событиях конца XVI века.
Может быть, хотя бы просто территорию Московского государства наши предки называли Русью? Нет, и тут Владимир Путин ошибается.
«Благодаря тому, что до нас дошли почти все актовые книги Могилёвского магистрата, мы имеем возможность составить представление и о подготовке, и о самих участниках таких экспедиций. Источники свидетельствуют, что “в заграничье Московское”, в “землю неприятеля московитина” ходили по собственному согласию группы хорошо вооруженных “удавшихся в казацтво” на время такой экспедиции могилёвских ремесленников.
Среди участников походов упоминаются горшечники, шубники, шорники и представители иных ремесленных специальностей. С оружием у горожан проблем не было, ибо каждый из них, согласно с нормами Магдебургского права, обязан был иметь в доме оружие на случай войны», – писал Марзалюк.
И тем паче нашим предкам не мешало воевать с «заграничьем Московским» православие — более того, набожные жители Могилёва перед тем, как пойти в «землю неприятеля московитина», шли именно в церковь и там, перед иконами, клялись не подводить друг друга в походе.
«В то время в Могилёве среди горожан не было ни одного католика — как, естественно, и ни одного католического костёла в городе. Как видим, принадлежность к православию не мешала ходить православным могилёвским горожанам в поисках добычи на московскую сторону. Подчеркнём, их никто не принуждал к этим походам. Это была, так сказать, “инициатива снизу”, которая исходила от самих жителей города», – добавляет Марзалюк.
Таким образом, услышав речь Владимира Путина о «воссоединении», жители Могилёва и остальных беларусских городов скорее всего покрутили бы у виска пальцем.
Безногая пропаганда неприятеля
По сути вся дальнейшая пропаганда современного российского экспансионизма строится на таком быстром проговаривании «тут все называли себя русскими, поэтому…» Вдаваться в детали и исторические реалии пропагандисты уже не хотят, неудобные факты замалчивают.
Поэтому так быстро Владимир Путин перескочил из неопределённой древности в XVII век, а из XVII века — сразу в 1917 год.
Именно на этой терминологической путанице держатся лживые конструкции типа «белорусизация/украинизация — это отказ от своих русских корней», или «ваши предки были русскими (в понимании XVI века), поэтому вы должны быть русскими (в понимании XXI века)».
Собственно, мы в Беларуси даже и не отказываемся от слога «рус» в названии народа и государства, что делает потуги московской пропаганды еще более смешными. Да, мы такие же наследники скандинава Рогволода и варяжской княжны Рогнеды, такие же наследники скандинавов-русов из дружин полоцких князей, как и наследники рыцарей Великого княжества Литовского.
Но, возможно, раз Владимир Путин такой сторонник использования терминологии XVII века, то нам стоит его государство называть так, как это делали наши предки-русины — «Московия», «заграничье московское», «земля неприятеля московитина»?
И тогда все исторические неточности, шероховатости и двусмысленности сразу отпадут.