Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок антизападные нарративы балючыя пытанні беларусские СМИ бигтех будущее Владимир Путин война в Украине выборы в КС выборы-2025 гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова Молдова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская стандарты стандарты журналистики СТВ США твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

«Крысы», «псы» и «существа» — всплеск дегуманизации в январе. Отчёт по манипуляциям

Результаты мониторинга Media IQ пропаганды, дезинформации и манипуляций в государственных беларусских медиа по трем темам: общественно-политической ситуации в стране, беларусско-российских отношений и коронавируса.

Поделиться:

Мы проанализировали 554 информационных материалов государственных СМИ в январе. Из них 299 касались темы общественно-политической ситуации, 100 — беларусско-российских отношений, 206 — коронавируса (один материал мог относиться сразу к нескольким темам).

Для мониторинга были выбраны следующие медиа: «Беларусь 1», ОНТ, СТВ, «СБ. Беларусь сегодня». С августа 2020 года Media IQ не мониторит негосударственные медиа на пропаганду.

Под нарративом понимается содержащийся в новости посыл. Нарратив может повторяться в нескольких новостях, поэтому сформулирован кратко и обобщённо. В одной новости может быть несколько разных нарративов. Для одной новости каждый нарратив считается один раз.

Под субнарративами понимаются второстепенные нарративы, использованные для усиления главного посыла. Для одной публикации нарратив считается один раз. При этом один нарратив в публикации может содержать несколько субнарративов.

Манипуляции содержались в 27% публикаций о беларусско-российских отношениях (в 27 из 100 публикаций), в 22% публикаций о коронавирусе (в 45 из 206) и в 52% публикаций об общественно-политической ситуации (в 154 из 299).

Вот какой процент публикаций с манипуляциями был в зависимости от сочетаний тем в одной публикации:

• 100% — в публикациях, касавшихся одновременно общественно-политической ситуации и коронавируса (все 12 таких публикаций содержали манипуляции);

• 100% — в публикациях, касавшихся одновременно трёх тем (четыре публикации);

• 81% — о беларусско-российских отношениях и общественно-политической ситуации (18 из 22);

• 47% — в публикациях только об общественно-политической ситуации (126 из 270);

• 18% — только о коронавирусе (32 из 181);

• 10% — только о беларусско-российских отношениях (6 из 61);

• 0% — о беларусско-российских отношениях и коронавирусе (13 публикаций).

В целом из всех 554 публикаций 193 содержали манипуляции (35%).

«Мышиная возня» и «крысиные бега» лидеров протеста

В январе по теме общественно-политической ситуации были проанализированы 299 публикаций, из них 154 содержали манипуляции. В сравнении с декабрём количество публикаций по теме снизилось (в декабре было 393), а процент публикаций, содержащих манипуляции, незначительно снизился (52% в январе против 55% в декабре). Число публикаций по теме ежемесячно снижается с сентября (в сентябре было 999 публикаций). Рост доли публикаций с манипуляциями как тренд прекратился.

Нарративы манипуляций с дискредитацией протестного движения и его участников встречались 114 раз, ещё 9 раз встречалась дискредитация негосударственных СМИ и один раз — негосударственных экспертов и лидеров мнений (ранее мы объединяли эти нарративы в «Дискредитацию оппонентов» и «Дискредитацию протеста»). Положительно оценивающие власть и её сторонников нарративы встречались 80 раз. То есть негативные нарративы, как и в декабре, преобладали над позитивными.

«Они вооружались файерами, коктейлями Молотова, холодным оружием. И вот таких “борцов” на Западе и наши якобы независимые ресурсы называют “мирными демонстрантами”», — обобщение на «Беларусь 1» выдаёт частное за общее, ведь наличие отдельных радикалов не опровергает мирный характер протестов в целом.

«Издания с антибеларусским редакционным заданием», — так на СТВ назвали негосударственные СМИ. Но «антибеларусскость» — это манипулятивная оценка, мнение журналиста и его домыслы.

Для дискредитации в публикациях использовалась дегуманизация. Протестующих назвали «18-гадовымі істотамі» и сравнивали с «шелудивыми псами», а предполагаемую конкуренцию в «беглой оппозиции» сравнивали с «крысиными бегами». Суть приёма дегуманизации — представить объект как не человека, «расчеловечить» его. А раз объект не человек, можно обходиться с ним как с вещью или животным, негуманно. Этот приём легитимизирует насилие.

Дегуманизация в январе встречалась только в шести публикациях из 154 информационных публикаций с манипуляциями (один раз на СТВ и пять раз у трёх разных авторов на «СБ. Беларусь сегодня»). Но в предыдущие месяцы дегуманизация встречалась ещё реже: один раз в декабре, ни разу в ноябре, один раз в октябре, дважды в сентябре. Поэтому, хотя приём остаётся редким, можно констатировать значимое учащение его использования в январе.

Нарратив «Государство работает хорошо» более чем в половине случаев был связан с подготовкой ко Всебеларусскому народному собранию, которую представляли как проявление демократии. Сторону протеста при этом упрекали за неучастие и критику. «С теми оппонентами, кто разделяет ценности государства, права и конструктивного диалога, президент готов говорить, в том числе в формате народного вече. Но ведь мы уже показали в своем расследовании, что значительная часть политической фронды ВНС намерено бойкотировать и дискредитировать. Тогда какие претензии к власти?» — в этой цитате «Беларусь 1» подменяются понятия и создаётся ложная дилемма. Во-первых, собрание не является конституционным органом, формат не предусматривает полноценного, равного диалога сторон, а выдвижение участников на ВНС было непрозрачным (к тому же опальных политиков не допускают: в 2006 году на ВНС попытался зарегистрироваться кандидат в президенты Александр Козулин — его избили). Как писал политолог Валерий Карбалевич, ВНС — «декорация демократии». Вероятно, по этим причинам почти все оппозиционные лидеры и отказались от участия. Во-вторых, создана ложная дилемма: или политик участвует в ВНС, и это означает его готовность к диалогу — или он не участвует, и, соответственно, не готов к диалогу.

«Змеи и крысы, пауки и жабы». Зачем Азарёнку словарь по зоологии?

«Непрекращающаяся мышиная возня и лавина критиканства вокруг ВНС еще раз подтверждает чрезвычайную значимость Всебелорусского народного собрания», — на «СБ. Беларусь сегодня» проведена псевдологическая связь и опять же применена дегуманизация критиков.

Можно назвать два значимых отличия в топе нарративов манипуляций января от декабря.

Первое — рост доли нарратива об общих угрозах для Беларуси и России. ГосСМИ транслировали, что такую угрозу представляют протесты, якобы организованные и простимулированные Западом. Рост связан с январскими акциями протеста в России в связи с возвращением Навального.

Второе отличие — нарастание дискредитации лидеров протеста. При этом упала доля нарративов «Дискредитация Телеграм-каналов и чатов» и «Народ поддерживает Лукашенко и его политику». Изменения связаны со спадом уличной активности и переходом лидеров протеста к борьбе на уровне лоббирования, встреч с западными лидерами.

Первую строчку топа, как и в декабре, занял нарратив «На Беларусь негативно влияют извне», связанный со смещением акцента, что проблемы Беларуси вызваны не внутренними причинами, а внешними. При этом внутренние причины протестов и требования протестующих замалчивались. «Геополитические амбиции многим политикам по-прежнему заменяют объективный взгляд на реальность, — давали манипулятивные оценки на СТВ. — И в этой ситуации на Беларусь продолжают оказывать беспрецедентное внешнее давление, порой нагло и бесцеремонно вмешиваясь в наши внутренние дела». Нарратив о внешнем влиянии обосновывал призывы сплотиться, при этом речь чаще всего шла о Годе народного единства: «Нам как никогда понадобится то самое единство, чтобы понять, что страна у нас одна и сохранить ее можно, только избежав раскола в обществе», — тот же сюжет СТВ продолжился апелляцией к публике, запугиванием и манипулятивной семантикой.

Вот с какой частотой упоминались субъекты, которые негативно влияли на ситуацию в Беларуси, согласно нарративам манипуляций госСМИ.

Из заметных отличий в топе — меньше Украины (в декабре упоминалась шесть раз). В остальном топ схож с декабрьским: снова США на первом месте, а за ними обобщённый Запад. До этого, в октябре и ноябре, в лидерах были Польша, Литва и Франция. Но и тогда госСМИ транслировали, что США являются ключевым игроком, а другие страны и организации идут у них на поводу. Просто США не называли прямо.

Как и в прошлые месяцы, встречался субнарратив, что какое-то государство или организация вмешиваются в дела Беларуси вместо решения собственных проблем. Субнарратив встречался в восьми публикациях, чаще всего речь опять же шла о США.

Например, о захвате Капитолия протестующими на «Беларусь 1»: «Происходящее в США наглядно демонстрирует, как избирательно на самом деле работает демократия», — далее идут слова политолога, рассказывающего о смерти нескольких протестующих. Но в Беларуси протестующие не захватывали административные здания, несопоставимы масштабы задержаний и применённого насилия — это сравнение несравнимого.

В восьми публикациях с нарративом «На Беларусь негативно влияют извне» речь шла о переносе Чемпионата мира по хоккею. ГосСМИ говорили о переносе как о давлении Запада и протестующих на беларусское государство, но не поясняли причин этого давления — замалчивали факты.

«Шарманка майдана уже запущена»

Тема беларусско-российских отношений была тесно связана с общественно-политической ситуацией внутри страны. Из 100 информационных публикаций в декабре, касавшихся темы беларусско-российских отношений, 27 содержали манипуляции (27%). Из публикаций с манипуляциями 21 относилась одновременно и к теме общественно-политической ситуации в Беларуси, а четыре — также к теме коронавируса. Только шесть публикаций с манипуляциями относились исключительно к беларусско-российским отношениям.

В сравнении с декабрём, публикаций по теме беларусско-российских отношений в мониторинг попало меньше (100 против 185 в декабре), а доля публикаций с манипуляциями выросла (27% против 17% в ноябре).

Два самых популярных нарратива, как и в декабре — «На Беларусь негативно влияют извне» и «У Беларуси и России общие угрозы». Нарративы связаны между собой, и в обоих случаях речь прежде всего о Западе. «Против нас работают профессионалы, шарманка майдана уже запущена, на нее изрядно потратились, а за Беларусью уже поставлена новая цель — Москва, Кремль, Путин», — манипулятивная семантика в виде метафор и догадки вместо фактов на «Беларусь 1».

В сюжете ОНТ прозвучали домыслы и апелляция к публике: «Если сомневаетесь, что Беларусь нужна была именно для усмирения России, просто представьте, насколько масштабными могли стать митинги там, если бы переворот удался здесь».

«В стране коронавирусные ограничения, запрещены массовые собрания. Однако кого это волнует?»

Из 206 информационных публикаций в декабре, касавшихся темы коронавируса, 44 содержали манипуляции (22%). Из публикаций с манипуляциями 12 относились одновременно и к теме общественно-политической ситуации в Беларуси, а четыре из этой дюжины — также к теме беларусско-российских отношений. Исключительно коронавируса касалась 31 публикация с манипуляциями (71%). В сравнении с декабрём количество публикаций уменьшилось, но доля публикаций с манипуляциями и соотношение тем примерно такие же.

В отличие от весны-лета 2020 года, в декабре и январе реже и мягче говорилось о «коронавирусном психозе». В сравнении с декабрём, в январе реже восхваляли Лукашенко (в декабре он посещал «красные зоны»), чаще утверждали о спаде эпидемии и не призывали беларусов сплотиться для противостояния болезни.

Вот с какой частотой встречались нарративы манипуляций в публикациях, касавшихся коронавируса.

Самый популярный нарратив «Государство работает хорошо» как правило был о том, что власти успешно и правильно справляются с коронавирусом. «Восстановление после COVID-19 стоит дорого, но государство на медицину выделяет финансы в необходимом объеме», «то, что отечественной медицине удалось избежать коллапса, не вызывает сомнений», — примеры манипулятивных оценок и семантики на страницах «СБ. Беларусь сегодня».

Для продвижения следующего по популярности нарратива «Беларусь выбрала правильную стратегию борьбы с COVID-19, а другие страны нет» применялись в основном контраст, ложная дилемма и манипулятивные оценки: «Как в той же католической Италии, белорусским батюшкам не приходилось отказываться от ИВЛ ради спасения других жизней. У нас с обеспеченностью препаратами ситуация заметно лучше будет», — говорили на СТВ.

Иногда контраст был непрямым. В сюжете нейтрально приводили цифры Минздрава по Беларуси, но рядом с ними размещали негативные новости о других странах: «Францию уже критикуют из-за медленной иммунизации. Врачи высказываются против программы правительства, но власти уверяют, что она наберёт обороты в ближайшие дни», — таким информационным рядом госСМИ намекали, что в Беларуси ситуация лучше, не давая прямую оценку.

Некоторые манипуляции касались сразу трёх тем: «Эти российские протестные митинги были широко анонсированы. В стране действуют коронавирусные ограничения, запрещены все массовые собрания. Однако, как свидетельствует белорусский опыт, кого это волнует?» — автор «СБ. Беларусь сегодня» смещает акцент с причин протестов в России и Беларуси на дискредитацию протестующих как несознательных и вредящих обществу, здоровью других людей.

Выводы

• Госпропаганда в январе продолжила дискредитацию протестного движения, усилив фокус на лидеров протеста и активизировав приём дегуманизации. Дискредитация преобладала над позитивными нарративами, поддерживающими власть. Манипуляции по теме общественно-политической ситуации встречались чаще, чем по другим темам.

• Тема коронавируса использовалась для дискредитации протестов. Кроме того закреплялся тезис, что Беларусь успешно справляется с коронавирусом, причём лучше других стран.

• Тема беларусско-российских отношений была тесно связана с темой общественно-политической ситуации. Показывалась общая для Беларуси и России угроза с Запада, пытающегося воздействовать на наш союз.

• Каждая третья публикация по трём темам в исследуемых госСМИ содержала хотя бы одну манипуляцию.

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты