Кочанова и Лукашенко – как инь и ян беларусского режима. Какими пропаганда рисует образы топ-чиновников
В последнее время Натальи Кочановой «стало больше» в медиапространстве. С чем это связано и какая её роль – прокомментировал эксперт.
Media IQ начинает серию публикаций о том, какими пропаганда рисует образы беларусских топ-чиновников. Наблюдения, основанные на данных нашего мониторинга, комментирует старший исследователь Центра новых идей, доктор социологии Геннадий Коршунов.
Очевидно, что одной из наиболее значимых фигур беларусского режима – после Александра Лукашенко – является председатель Совета Республики Наталья Кочанова. Нередко в итоговых информационных выпусках государственных телеканалов вторыми сюжетами ставят отчёты о мероприятиях с участием Кочановой.
Например, так было 22 и 23 мая на телеканале СТВ. Сразу после сюжетов о встрече Лукашенко с послом Беларуси в РФ (в выпуске за 22 мая) и о «показательном» совещании по вопросам здравоохранения (23 мая) следовали репортажи о не представляющих большой общественной значимости встречах Кочановой с коллективом «Полоцк-Стекловолокно» и минскими студентами.
Не называет Лукашенко по имени
Сюжеты о мероприятиях с участием Кочановой чаще всего носят позитивную тональность. В фотоотчётах портреты чиновницы зачастую заметно подретушированы – её стремятся показать более молодой и привлекательной.
Во время «разносов» министров и топ-чиновников Лукашенко никогда не ругает Кочанову – наоборот, нередко подчёркнуто вежливо и доверительно обращается к ней, поручает «важные» задания.
Сама Кочанова в своих выступлениях на различных встречах (которые, вероятно, проводятся для популяризации чиновницы) говорит о патриотизме, призывает любить Родину и внимать словам Лукашенко. Отсылы к нему («как говорил президент», «глава государства поставил задачу») практически каждый раз звучат из уст Кочановой, при этом она называет Лукашенко не по имени, а именно «президент» и «глава государства».
Если Лукашенко – это «отец режима», то Кочанова – материнская фигура
О чём могут говорить все эти детали – в комментарии Геннадия Коршунова. Он подтвердил, что Кочановой в медиапространстве «стало больше», но она и раньше была одним из самых наблюдаемых лиц режима:
«Лукашенко периодически запускал её для общения, контактирования с людьми по проблемным для аудитории вопросам – ещё до выборов в 2020 году. Уже тогда режим стал использовать Кочанову в качестве своего “человеческого лица”. И сейчас также её направляют туда, где нужно показать проявление понимания, человечности, заботы».
Как отмечает эксперт, можно говорить о том, что Кочанова выступает дуальной парой для Лукашенко – как инь и ян в китайской философии:
«Он – жёсткий, маскулинный, она – мягкая, понимающая. Другими словами, если Лукашенко – это “отец режима” (отсюда прозвище «бацька», которое пыталась привить пропаганда), то Кочанова в каком-то смысле – материнское лицо этого феномена».
В системе Лукашенко женские фигуры подчиняются мужским, они вторичны
В то же время эксперт подчёркивает, что Кочанову – как и всех других женщин из окружения Лукашенко – пропаганда не стремится показать лидером:
«Наоборот, подчёркивается её подчинённое положение, она выступает проводником воли лидера, инструментом в его руках. В системе Лукашенко женские фигуры подчиняются мужским, они вторичны, женское всегда обрамляет мужское, маскулинное. И Кочанова – тоже не лидер, она служит для того, чтобы оттенить собой фигуру Лукашенко как безусловного лидера».
Поэтому то, что в последнее время Кочанову стали показывать аудитории чаще, не может говорить о каких-либо тенденциях о выдвижении её на роль лидера, на замену Лукашенко. Вполне вероятно, что она сейчас вынесена наверх, потому что другие, мужские, фигуры предпочли уйти на глубину, предполагает эксперт.