Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги

Гостелеканалы обиделись на CNN и скорбели

Главной темой на прошлой неделе стала перестрелка в Минске, в результате которой погибли два человека. В итоговых передачах СТВ, «Беларусь-1» и ОНТ 2 и 3 октября о ней говорили с разными оттенками, но в общем фарватере. А еще гостелеканалы обиделись, что в эфире CNN не показали час разговора с Александром Лукашенко, и пытались объяснить телезрителям, зачем им Конституция и почему «Рабочы рух»  — экстремисты.

Поделиться:

На прошлой неделе произошла перестрелка в Минске, в результате которой погибли два человека. Это, безусловно, трагедия. Но освещение этой трагедии гостелеканалами похоже на тонкий луч света в глухую ночь — видно далеко не всё и очень зависит от того, куда направляет свет хозяин фонаря.

Эта тема — редкий случай, когда освещение несколько отличалось на трёх телеканалах. ОНТ играл роль «либерала», ведущий «Контуров» Александр Злобин рассказывал о трагедии, двух погибших. Остальные сосредоточились на гибели сотрудника КГБ, вместе с родными и близкими которого «скорбит вся страна», не всегда называя фамилию второго.

«Ружьё, которое выстрелило», «трагедия на Якубовского, погибли два человека», «смертельный огонь, не нужный никому» — так Злобин говорил по теме.

«Прозвучали выстрелы, унёсшие две жизни. Оба ровесники, молодые отцы, и это, похоже, единственное, что их объединяло. А вот что стало разделительной красной линией: один взял охотничье ружьё и выстрелил в того, кто выполнял свою работу. Противостоять терроризму — задача любой страны, и в Беларуси сотрудники правоохранительных органов этим занимаются постоянно. Ключевое слово всегда», — заявил ведущий «Контуров».

Впрочем, не следует думать, что «либеральность» позволяет ОНТ ставить знак равенства между двумя смертями: сотрудник КГБ был убит, стрелявший — ликвидирован.

«Прозападные силы, похоже, окончательно свернули на дорогу радикализма, перейдя к откровенному террору. Маргинальной прослойке удалось перейти красную черту. Гегемоны тщетно пытаются спровоцировать гражданский конфликт в Беларуси, не замечая, как сами попадают в капкан», — в свою очередь рассказывала ведущая «Главного эфира» на «Беларусь-1» Виктория Синкевич.

Она описала: «офицеры закрывают сердцами будущее Родины». А ее соведущий Иван Эйсмонт добавил: «Беглые кураторы сеют хаос и смерть, создавая доморощенных террористов» и «Маргинальные мятежники — их после этого и оппозицией уже назвать нельзя — добились своего: пролилась первая кровь».

Но было и общее: на всех трёх телеканалах прозвучали запугивания. Где-то – устами силовиков, где-то – ведущего и журналистов, а где-то – отрывками из советских и российских фильмов.

Вот, например, СТВ: «Разговор с террористами будем вести исключительно по их правилам».

За фильмами — к «либеральному» ОНТ, там показали фрагмент из российского сериала «Ликвидация». «Беспределу — ша! На улицах должно быть тихо, как ночью в бане. Все вежливые до поносу. Кто-то не понял? Тогда два шага в сторону, чтобы не забрызгать остальных», — заявил главный герой. А Александр Злобин пояснил: «Это о подходах и про порядок, который должен быть, и точка».

На всех трёх телеканалах прозвучала одна мысль: жене Андрея Зельцера (она задержана как соучастница преступления) «можно позавидовать». «Надо отдать должное сотрудникам КГБ: они могли её уничтожить обстановка-то соответствующая, тем более, когда на их глазах убили их товарища», — описывал сотрудник ОНТ Андрей Александров.

Перестрелка в свете стандартов новостной журналистики

Скриншот с сайта ont.by

Во всех трёх передачах произошедшее называли «шагом за красную черту», рассказывали, что «правоохранители начали «пачками» задерживать тех, кто решил хайпануть на гибели «Нирваны» (позывной погибшего сотрудника КГБ) («Неделя», СТВ), и показывали очередные ролики с признаниями задержанных.

«Нашлись те, кто, не разобравшись в ситуации, стали строчить чудовищные комментарии. Мол, правильно сделал человек с ружьём и побольше бы таких. Находка для врачей и санитаров. Но прежде ответят по закону», — описал Злобин.

Эйсмонт неожиданно признался: «Светлые невероятные оказались в значительной степени теми, кем мы вам их и представляли».

Авторские рубрики на телеканалах добавляли оттенков к освещению темы. Глеб Лавров в рубрике «Антифейк» поднял любимый властями нарратив о руководстве протестами из-за рубежа.

«Последнее время, месяцы и месяцы, в нашем суверенном, но открытом, беларусском, но вписанном в глобальный контекст медийном поле десятками и сотнями, и легионами голосов, комментариев, постов нас призывали, готовили, нас буквально заклинали: вот, есть такое слово, и надо вдуматься в его смысл – нас заклинали ждать трагедии. И некоторые открыто призывали её желать», — рассказал Лавров.

И вот, по его мнению, «нашёлся тот, кто их услышал». «Из-за голосов из-за рубежа, тут, в Беларуси, на неделе умолкли два голоса. Умолкли навсегда», — добавил сотрудник ОНТ.

«Если в дверь к человеку стучат, и говорят “Откройте, милиция!”, что делает нормальный гражданин? Открывает. Так в каждой стране. Это закон, но только не для воспитанных бчб-идеологией экстремистов. Они уже деградируют до крайней стадии своей эволюции, превращаясь в нелюдей», — рассказала в «Площадке» в «Главном эфире» Людмила Гладкая.

CNN взял интервью у Александра Лукашенко, но сделал это неправильно

Интервью Мэтью Чанса (CNN) с Александром Лукашенко раскритиковали, похоже, многие заинтересованные в теме беларусы. Оппозиционная аудитория потому, что посчитала излишним сам контакт и, возможно, хотела бы более резких вопросов.

С властями сложнее: казалось бы, Лукашенко наконец-то дали возможность высказаться. Но кто-то — или он сам, или кто-то из его аппарата — похоже, рассчитывал на то, что в эфире телеканала выйдет всё часовое интервью (такое условие поставил официальный лидер Беларуси на «Большом разговоре», но была ли договорённость и о чём, неизвестно). И 8-минутный эфир с дополнительными материалами стал причиной разгромных материалов на гостелеканалах. Требовали показать всё, пока кто-то всё же не заметил, что разговор с Лукашенко выложен на сайте в полном объёме, но не отменять же сюжеты.

В итоге вместо того, чтобы показать фрагменты интервью в итоговых передачах, демонстрировали претензии к CNN, перепалки Лукашенко с Чансом и мысль, что «наш президент» их журналиста победил.

Итак, что же произошло, по мнению гостелеканалов. Чанс «пренебрёг принципами честной журналистики», озвучивал «не просто вопросы, а настоящие выпады и обвинения». А еще звучали такие комментарии: «дерзкие американские журналисты, нам бы еще поучиться», «телеканал славится умением клепать фейки и своеобразным монтажом материала» (СТВ), «вопросы от CNN – наводящие, бестактные и провокационные», «это не формат интервью — это фарс и попурри» (ОНТ), «что вырезали из эфира фейк-ньюс после интервью с Лукашенко», «как удалось президенту вывести журналиста из параллельной реальности» («Беларусь-1»).

«Интервью Лукашенко CNN произвело просто фурор. Учитывая, какие грандиозные ожидания были от телеканала и каким грандиозным фиаско для них это обернулось», — заявил ведущий «Главного эфира» и глава «Беларусь-1» Иван Эйсмонт.

Он же сетовал: «Америка наконец-то пожелала узнать правду о Беларуси, ну или хотя бы беларусскую версию о событиях в нашей стране, но нам показалось».

«Журналист сыпал обвинениями, ко всеобщему ужасу озвучил набор давно опровергнутых фейков, выдал кучу заезженных штампов и был, по общему мнению, бит президентом Беларуси», — заявила соведущая «Главного эфира».

Скриншот с сайта ctv.by

Илона Волынец на СТВ рассказала, что на все провокационные вопросы Александр Лукашенко отвечал терпеливо и аргументированно. «Высказался и о сбежавших из Беларуси “революционерах”, и о посадке самолета Ryanair, и о миграционном кризисе. Рассказал правду о подходах страны в борьбе с COVID-19. Всё в стиле нашего президента: откровенно и без купюр. Только всё это так и осталось за кадром. Вместо часового интервью — всего около восьми минут в эфире. Вот вам истинное лицо западной журналистики», — посетовала она.

«”Мэтью, выбирайте выражения”. Именно этой цитатой президента можно охарактеризовать всё интервью. Даже непонятно, зачем было на эту мысль выделять целых восемь минут эфира на CNN», — заявила сотрудница СТВ Юлия Бешанова в тематическом сюжете.

Она посчитала нужным вспомнить и о национальности журналиста. «Британец по происхождению, но английские манеры ему, судя по всему, чужды. Для общения с президентом журналист выбрал откровенно нахальный тон. Казалось, что вопросы он задавал просто для того, чтобы задать, а не услышать ответ», — отметила сотрудница телеканала.

Зацепило и предложение Мэтью Чанса Лукашенко извиниться перед беларусами. Об этом вспоминали с обвинительными нотками во всех трёх передачах. «Это на американском телеканале. И ремарка: у своих политиков не пробовали потребовать объяснений и извинений?» — спросила Бешанова.

«Кто предпочёл бы извинения, так это беларусы. От CNN. За недавний фейк о концлагере под Минском. И за репортаж 2014 года. За кощунство над памятью погибших во время Великой Отечественной войны. Телеканал назвал монумент “Мужество” защитникам Брестской крепости, цитата, “уродливым”! И поглумился в объяснениях, которые затем удалили», — уверена сотрудница ОНТ Наталья Тарасюк.

Она даже опровергла мнение Чанса о том, что в комментариях ему жители Минска отказали из-за атмосферы страха, посчитав, что это произошло от того, что горожане знали о фейках.

Во всех передачах увидели приметы нервозности журналиста, на СТВ сделали об этом отдельный сюжет. «Журналист вёл себя как-то неловко или это только нам показалось?» — спросила Волынец.

«Ничего нового и интересного. Классическая манера общения западных журналистов плюс нежелание слышать собеседника. Ведь на интервью пришли вовсе не для того, чтобы получить ответ, а чтобы задать вопрос», — подвела итог в тематическом сюжете сотрудница СТВ Бешанова, фактически пообещав показать всё интервью в эфире телеканала.

Конституция и «Рабочы рух»: и не рассказать нельзя, и рассказать нечего

Государственные телеканалы всё же переходят в режим подготовки к референдуму: включается отработка темы «почему нужно изменить Конституцию». Параллельно рассказывают, зачем основной закон вообще нужен и важен. Без особого огня рассказывают, то ли ещё рано, то ли власти так и не определились, а нужны ли им эти поправки.

«Главная мотивация для реформы Конституции — защита интересов народа. Если упростить, то на этапе становления нашей страны нужно было, чтобы президент взял на себя всю полноту ответственности за принятие решений. И посмотрите вокруг сейчас — социальные гарантии, работающие предприятия, продовольственная безопасность, собственная оборона, в конце концов, ухоженная и красивая страна. Главная задача для новой власти — сохранить и приумножить. А Конституция поможет не ошибиться с ориентирами», — описала сотрудница ОНТ Наталья Стельмах.

«Беларусы искали консенсус по наиболее важным вопросам развития нашей страны», — рассказал ведущий «Главного эфира» и глава «Беларусь-1» Иван Эйсмонт. Он считает это благим делом, видит, что очертания документа появились и что «устраивает это, похоже, не всех». «Мы уже убедились, что сторонникам т. н. перемен нужна была не эволюция, а революция», — уверен он.

Вторую неделю госпропаганда рассказывает о «Рабочым руху», вторую неделю в сюжетах показывают какие-то отрывки из зум-обсуждений, вторую неделю сотрудники пересказывают оперативную информацию от КГБ. На этой начали показывать традиционное: признания задержанных.

Сюжет о «Рабочым руху» в «Неделе» на СТВ назывался просто и без затей — «Рух смерти», а ведущая «Главного эфира» назвала движение витиевато: «игиловскими ячейками европейского разлива на территории Беларуси».

«Как “Рабочы рух” двигал страну в бездну, а работяг — на преступления. О тех, кто стоит за спиной убийцы и тех, кто за польскую визу продавал Беларусь», — рассказывал сотрудник телеканала СТВ Евгений Пустовой.

Закон пропаганды такой: если не о чём рассказывать — нагоняй драматизма, добавляй образных средств и пугай зрителя.

«Мифология беларусского народа изобилует всякой нечистью. Лишь свет православия возвысил беларусов над страхами язычества. Нечисть ушла из нашего сознания, но не из нашей истории. Вот он, тотем бчбшной философии. Цмоки, которые питаются кровью беларусов, и поныне живы», — вдохновлённо рассказывал Пустовой, показав статую дракона из Уручья (Минск).

А вот если говорить об образных средствах и сравнениях: «Как женщина без моральных устоев пытается соблазнить мужчину, так же беспринципно беглая верхушка змагарства стала соблазнять самых крепких и сильных мужиков».

Госэксперт Николай Щёкин вторит Пустовому, уверяя, что из-за забастовок и неких диверсий на предприятиях «нам была уготовлена судьба Хиросимы, Нагасаки и Чернобыля вместе взятых».

Признания задержанных показали по всем телеканалам. Но на ОНТ посчитали нужным дать ремарку: «Интервью нашему телеканалу — желание обвиняемых. Добровольно. Чтобы рассказать о своей ошибке». Даже рассуждать здесь не хочется, как же так вышло, и можно ли называть запись в КГБ интервью.

На этой неделе гостелеканалы пугали как никогда раньше: пугали, разделяли, обещали смерть. В такой ситуации всегда интересно, знают ли их сотрудники историю знаменитого «Радио тысячи холмов», которое стало спусковым крючком для геноцида в Руанде.

Фото для соцсетей взято на сайте belta.by

Читать также:

Гостелеканалы искали террористов, спасали беженцев и увидели крах ЕС

Гостелеканалы увидели народное единство

Москва ожидает от Минска «обеспечения условий для работы российских СМИ». Российские СМИ о доступе к информации и свободе слова в Беларуси

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Польша стала пристанищем для многих беларусов, спасающихся от репрессий, и бегущих от войны украинцев. А ещё – главной мишенью для беларусских пропагандистов. Чтобы дискредитировать Польшу, они манипулировали историей и использовали миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты