Год назад на Рождество Лукашенко заявил о возвращении Украины «в лоно нашей веры». А сейчас — о поддержке «русских братьев»
Само место рождественского «явления народу» было неслучайным, а главный акцент пропаганды — «пока Лукашенко будет в Беларуси, всё будет хорошо».
Незадолго до полномасштабного вторжения России в Украину, 7 января 2022 года, Александр Лукашенко «проговорился» в своём стиле и сделал заявления, по которым можно было судить о предстоящих событиях. В частности, посещая православный храм на Рождество в прошлом году, он «раскрыл замысел»:
«Этот год будет непростым. Мир изменится серьёзнейшим образом. Мир изменится в плане объединения народов и государств в союзы. Таким государствам, как мы, в одиночку не просто будет трудно выжить, — будет невозможно. Поэтому я и взял более жёсткий курс на то, чтобы сохранить наш суверенитет и независимость, чтобы мы были государством. Но были в тесной связке с нашими ближайшими друзьями и братьями. Кто это? Это Россия. Это Казахстан. Это Украина. Неважно, что там происходит сегодня. Там народ обездолен до крайности. Так долго продолжаться не может».
Отдельно тогда Лукашенко подчеркнул:
«И нам надо сделать всё, чтобы вернуть Украину в лоно нашей настоящей веры. А там произошёл даже по религиозным направлениям такой раскол, который преодолеть будет очень сложно. Это то, что и нам хотели в 2020 году преподнести — автокефалию, раскол нашей церкви, и так далее, и тому подобное. Вы это всё знаете. Мы этого избежали. И я не хочу, чтобы это повторилось у наших соседей».
А какие заявления сделал Лукашенко в этот раз? MediaIQ обратил внимание на некоторые тезисы и подачу информации в государственных медиа о его посещении 7 января 2023 год Свято-Елисаветинского женского монастыря.
Само место рождественского «явления Лукашенко народу» неслучайно. Это подчеркнули пропагандисты, в частности, на телеканале СТВ:
«Выбор локации в этом году очень красноречивый. Этот монастырь славится умением помогать всем, кто в этом нуждается. Не деля на своих и чужих. Это так по-беларусски. Особенно если перенести на события глобальные. Мы всегда стараемся примирить и пропагандируем мир и созидание. Жаль, что не все к нам прислушиваются».
В контексте поддержки монастырём войны России против Украины сам Лукашенко раскрыл свою позицию в таком заявлении:
«Недавно вас так сильно покритиковали, что вы совершили какую-то акцию и помогли людям, которые в этом нуждаются на фронте. Вы делаете правильно. Не обращайте внимание на десяток-другой проплаченных людей. И мы не только помогаем нашим русским братьям, россиянам. Вчерашний мой визит к военным, не скрывая, говорит о том, что мы поддерживали и поддерживаем наших братьев. Но мы не забываем и об украинцах. Около 10 тысяч сбежавших от войны только в прошлом году нашли постоянное место жительства и приют в нашей стране. Мы должны протягивать руку помощи, если мы на это способны, каждому, кто в ней нуждается».
Однако главный акцент был сделан не на геополитических вопросах, а на ситуации внутри страны. По версии пропаганды, «пока Лукашенко будет в Беларуси, всё будет хорошо». Эту фразу приписали некоему «отцу Николаю, очень почитаемому старцу».
Посещение Лукашенко храма было подано как то, что «такие светлые праздники наш президент проводит со своей большой семьёй — нами, беларусами». В подтверждение — картинка, на которой прихожане стремятся прикоснуться к Лукашенко будто к святому. Они, «несмотря на мороз, терпеливо надеялись на встречу и сочли необходимым сказать важные слова человеку, взявшему ответственность за страну», объясняет пропагандист Алёна Сырова, отмечая, что Лукашенко «их заметил, уже собираясь уезжать», и «едва ли у кого-то были сомнения», что он «не сделает эти шаги навстречу людям».
В минувшем году «подход прихожан» тоже был, но более скромный. Ещё одно отличие от прошлогоднего посещения храма — в этот раз с Лукашенко не было его сына Николая.
Также центральной темой в заявлениях вновь стал 2020-й год, «беглые» и политзаключённые. Судя по фразам Лукашенко, освобождать осуждённых он не намерен:
«Я не хочу сказать, что мы сейчас, как требует от нас Запад… Я меньше об этом говорю, но каждый день требование — вернуть и прочее, и прочее, даже нарушителей закона. Нет. Каждый должен ответить за своё».
В то же время Лукашенко повторил риторику о «тысячах», которые якобы просятся из-за границы в Беларусь:
«Наконец-то многие-многие люди начали понимать — наши люди, что они нигде не нужны, кроме своей земли. Даже и те, сбежавшие из Беларуси, сегодня тысячами обращаются к нам, чтобы их вернули обратно на Родину. Я хочу сказать, что мы никого не выгоняли из Беларуси. Это такая же их земля, как и наша. Но они искали лучшей жизни, по разным причинам бежали отсюда. Настало время, когда мы, представители власти, я как глава государства и вы — должны сделать шаг навстречу этим людям, которые в своё время не то обезумев, не то на какое-то время потеряв ориентиры, ошиблись. И будет, наверное, по-нашему, по-православному, если мы этот шаг навстречу им сделаем (…) Уверен, что среди и тех сбежавших, и тех, которые живут сегодня у нас, глубоко раскаявшиеся люди, люди, которые поняли, что ошиблись. Они не должны быть выброшены на обочину. Мы не должны создавать точки напряжения в нашем обществе».
По версии пропаганды, Лукашенко говорил «о примирении и прощении», подарил монастырю икону Святой Троицы (символ единства), дал «сигнал для тех, кто с 2020-го продолжает воевать»:
«Не в прямом смысле слова, к счастью, беларусы не дошли до гражданской войны, но получили противостояние, впервые в суверенной истории столкнувшись с угрозой нашему единству (…) В такие времена важно помнить о себе. Если мы не сохранимся, то чего ради всё, что сделано до? Отсюда и пожелание сберечь тот уровень и уклад, к которому привыкли», – заявила пропагандистка Алёна Сырова.
Сам Лукашенко призвал «разрушать точки противостояния в нашем обществе» — так, как это понимает он, и с очередным отсылом к Украине, манипулируя и подменяя понятия:
«Будет спокойнее нам, если мы не будем создавать сами напряжение в нашем обществе. Не дай бог это случится, как в нашей братской Украине, других государствах. Сначала же создавалось напряжение — майданами и прочее. А потом гражданская война, а потом — самая настоящая горячая бойня. Кто бы мог подумать, что мы, славяне, когда-то будем воевать друг против друга. Это страшное явление. И всё начинается с малого. Поэтому надо делать шаги для того, чтобы разрушать точки противостояния в нашем обществе. Мы сделаем соответствующие шаги в том направлении, чтобы Беларусь была мирной, спокойной, чтобы мы не смотрели косо друг на друга. А тот, кто нарушает закон, будет отвечать по закону».
Стоит обратить внимание и на тезисы «духовника Лукашенко», протоиерея Фёдора Повного, который заявил, что «без боли смотреть на притеснение православных Украинской православной церкви невозможно, сегодня лавра топчется ногами раскольников». Это, по его мнению, даёт «стимул с ещё большей горячностью сердца молить Господа о мире на нашей беларусской земле».