«Никакой чрезвычайщины». Как ОНТ освещал «особый путь» борьбы с коронавирусом с начала пандемии
С начала эпидемии Covid-19 прошло полтора года. За это время мир решил проблему с нехваткой СИЗов, была разработана вакцина, экономика начала постепенно оживать после жестких локдаунов, некоторые страны привили большинство своих граждан. При этом Беларусь на протяжении всего этого времени шла «особым путем», который госТВ до сих пор не ставили под сомнение.
Media IQ вспомнил сюжеты, которые выходили на ОНТ в программе «Контуры» в марте и октябре 2020 года, и сравнил их с тем, как подается информация о коронавирусе в октябре 2021 года. (Часть 1)
28 февраля 2020 года – с этой даты официально началась эпидемия коронавируса в Беларуси. Нулевым пациентом стал студент из Ирана, который прилетел в нашу страну из Баку. Новость об этом телеканалы дали в тот же день. Тогда еще министр здравоохранения Владимир Караник прокомментировал эту информацию.
– Никакой чрезвычайщины здесь нет. Как и нет поводов для паники, – произнес он на брифинге.
Это и стало главным нарративом для государственных СМИ при освещении пандемии на следующие полтора года. Он не менялся даже, когда в стране отменялись плановые приемы в поликлиниках, вводилось обязательное ношение масок, а статистика Минздрава говорила о том, что система работает на пределе.
Закрытие границ
Нарратив, который, независимо от обстоятельств, на беларусском ТВ не менялся, – это ошибочный локдаун. Авторы сюжетов про коронавирус хором заявляли, что весь мир идет неверным путем, что закрыть границы – это плохая идея.
22 марта Игорь Тур в «Контурах» озвучил мнение, что локдаун – это не более, чем «хайп» для политиков.
– На волне коронавируса многие лидеры откровенно хайпуют – позакрывали границы, поводили карантин там, где это лишнее, через день говорят с экранов, как героически чуть ли не лично спасают каждого от смертельной болезни. Мол, не забудьте это, когда придут выборы, – произнес автор.
В этом же сюжете корреспондент высмеял решение правительства России закрыть границы с Беларусью.
– Россия закрыла несуществующие границы с Беларусью… Звучит, как начало анекдота. Анекдоты на неделе во Дворце Независимости тоже были – как реакция на анекдотичные высказывания псевдоэкспертов, – произнес Тур.
В материале выпад в сторону восточной соседки сделал и Лукашенко.
– Я из своего опыта хочу некоторым горячим головам в России посоветовать думать, прежде чем говорить. Дело в том, что закрыть, как и начать какую-то войну, всегда проще, чем потом из этой ситуации выходить. Потому что после закрытия придет период, когда надо будет открывать, – сказал Лукашенко.
И в этом сюжете снова досталось беларусам. На этот раз тем, кто полетел отдыхать за границу.
– Мы уже гвалтом кричим: не едьте за границу, побудьте дома. Нет, все равно прут за эту границу. Тем, кто выехал после наших предупреждений, – никаких чартеров. Пускай там и сидят, если туда выехали. Я понимаю, бывают случаи, когда надо выехать, решить какие-то вопросы. Но это единичные. Их почти нет, – возмутился поведением беларусов Лукашенко.
В октябре риторика сотрудников телеканала не поменялась. 11-го числа Анна Пыж сослалась на обобщенных специалистов, мол, они твердят, что закрыться от вируса невозможно.
– Не критикуют того, кто ничего не делает. Закрыться от вируса невозможно – в один голос твердят специалисты. Ведь он завоёвывает не людей, а территории. Любое замкнутое пространство для него – привычная среда обитания, – поделилась мнением корреспондентка.
Сейчас вопрос о закрытии границ ушел с мировой информационной повестки. Беларусь в декабре 2020 года закрыла наземные границы, обосновав это борьбой с распространением Covid-19. Ограничения действуют и по сей день, но об этом на ТВ не вспоминают.
Карантин
Отдельная тема локдауна – карантинные меры. 15 марта 2020 года через две недели после выявления коронавируса на территории Беларуси авторы сюжетов заговорили про способы борьбы с пандемией.
– В разных государствах по-разному борются с распространением инфекции. Где-то вводят тотальный карантин и закрывают границы. Где-то, как в Южной Корее, такие жесткие действия считают либо чрезмерными, либо не совсем эффективными. Там предпочитают работать точечно с каждым заболевшим и его окружением. К слову, именно такой подход практикуют отечественные медики, – отметил в эфире Андрей Александров.
А через неделю 22 марта Игорь Тур вообще назвал попытку большинства стран отправить граждан на самоизоляцию «психозом».
– Страх толкает массовое сознание на рост аппетитов в мерах безопасности, и это бесконечный процесс: закройте границы, не выпускайте людей, отмените массовые мероприятия, закройте школы, потом – заводы, автобусы отмените и метро, затем – всех по квартирам, потом – по больницам, и чтобы военные в противогазах не выпускали никого. Восхитительный сценарий превентивных мер, сработает однозначно – но не психоз ли это? – сказал сотрудник ОНТ.
Также в марте прошлого года корреспонденты ставили под сомнение удаленное обучение.
– Что касается вузов. Распустив всех студентов по домам и общежитиям, вряд ли мы ограничим их общение. Двухнедельный карантин в БНТУ показал, что дистанционное обучение никаким образом не повлияло на студенческую жизнь. Концерты, клубы, торговые центры – там много молодежи, – поделился со зрителями Андрей Александров 15 марта.
В октябре 2020 года журналисты то и дело говорили про «особый путь» Беларуси в борьбе с коронавирусом, который, кстати, выбрала также Швеция.
– И вот парадокс: весь мир настоятельно говорил, что нужен карантин! Но никто не давал гарантий, что так будет верно. И тем не менее Беларусь осталась при своём. Чуть позже Всемирная организация здравоохранения, которая побывала с миссией у нас, даст свою оценку. Шведский путь осудили в Европе за свою особенную позицию. Но спустя почти год никто не может до сих пор сказать, какой вариант правильный. Коронавирус есть, жертвы тоже. И это, похоже, уже не зависит, введён карантин или нет, – озвучила Ангелина Дикун 4 октября прошлого года.
Примечательно, что в итоге власти Швеции позже признали, что их общенациональная стратегия с мягким карантином при борьбе с коронавирусом не удалась – больницы оказались переполнены, а доверие людей к властям снизилось до минимума. 7 декабря в стране решили отказаться от экспериментов с пандемией и ввели жесткий карантин.
Но беларусские госсми было уже не остановить. Уповая на бдительность граждан, они продолжали перекладывать ответственность на людей.
– Не зря говорят, что по-настоящему важные правила написаны кровью. В случае с ковидом – что-то подобное. И если дело медиков – лечить (что они и делают), то наше – уж постараться не заболеть, – произнесла Анна Пыж 11 октября 2020 года.
Спустя год риторика не поменялась. 20 октября 2021 года Наталья Стельмах во время посещения Лукашенко Минской областной больницы заканчивает сюжет следующими словами:
– Минздрав напоминает, государство даёт возможности, а каждый из нас вправе решать за себя. Но поберечься в пандемию самому – значит, и врачам помочь, не став пациентом.
Маски и социальная дистанция
С мерами профилактики не все так однозначно. Здесь мы отметили, что нарративы корреспондентов зависят от мнения Александра Лукашенко.
В марте 2020 года, например, когда отмечалась нехватка масок, Андрей Александров резко раскритиковал беларусов за то, что они ринулись покупать СИЗы.
– В борьбе с коронавирусом одинаково важны как индивидуальная забота о здоровье – мыть руки и соблюдать гигиену, так и коллективная дисциплина – не стоит сотнями скупать марлевые повязки, сеять панику и ставить палки в колеса механизму, который работает, – произнес сотрудник ОНТ.
Это совпадало с тем, что говорил глава страны про поведение граждан.
– Успокаиваться, конечно, нельзя, но и для паники у нас нет никаких оснований. Я предупреждал на съезде профсоюзов, что не надо бегать по аптекам за лекарствами какими-то ненужными, не надо скупать эти маски, еще чего-то там. Нет, побежали, скупили. Ну и что сейчас? Поняли, что перенапряглись, – показали выступление Лукашенко в эфире.
Правда через полгода корреспонденты критиковали беларусов за то, что они перестали носить эти маски.
– Устали ли врачи? Конечно! Но вот парадокс: неужели медики устали лечить нас меньше, чем мы устали носить маски или соблюдать социальную дистанцию? Конечно, относительно спокойное (хоть в каком-то плане) лето расслабило всех, – заявила Анна Пыж.
Сейчас же, во время четвертой волны коронавируса в Беларуси, Минздрав поспешил ввести обязательный масочный режим, за несоблюдение которого планировалось даже штрафовать. Но после совещания с Лукашенко 19 октября от этих профилактических мер решили отказаться.
– 10 дней назад в стране ввели масочный режим. Угрозы штрафов так и оставались угрозами, пока в отдельных регионах не перешли от слов к делу. И вроде бы дело это правое – но с заботой, уверен, Президент, перегнули. Александр Лукашенко не предлагает гулять по улицам без масок, он против принуждения, – озвучила Анна Пыж 19 октября версию разноса медиков Александром Лукашенко.
В итоге 22 октября в стране отменили обязательный масочный режим. Всего он продержался 13 дней.