NEXTA, МВД и «хоровое выступление» цыган
О взаимодополняющих преимуществах блогеров и СМИ при освещении ЧП пишет Павлюк Быковский
Розыск 22-летнего инспектора ГАИ Евгения Потаповича, расследование его смерти, а также связанная с этой историей облава на цыган и извинение перед ними от имени президента — одни из самых громких сюжетов в беларусских медиах в мае 2019.
Для анализа этого кейса автор этих строк сделал таймлайн, в котором попытался упорядочить 139 сообщений по этой тематике телеграм-канала NEXTA, информагенств БелТА и БелаПАН, телеканалов «Беларусь 1», «Белсат TV» и СТВ, порталов TUT.BY и Onliner, а также Euroradio и газеты «Наша Ніва».
Кейс нам дает возможность проследить за скоростью реакции на ЧП на разных каналах, работу с источниками, отношение журналистов к сливу информации, разной степени консервативности подходов по его проверке, а также как СМИ подошли к освещению облавы на представителей одного из национальных меньшинств Беларуси.
Триумф NEXTA
Телеграм-канал NEXTA, который ведет находящийся в Варшаве сотрудник «Белсат ТВ» Степан Светлов, одним из первых среагировал на то, что вечером 16 мая Могилевский областной УВД был поднят по тревоге и на дорогах появились милиционеры с автоматами. В то время как в соцсетях и форумах очевидцы делились наблюдениями, Светлов уже писал о тревоге и плане «Сирена», а также что усиление нарядов милиции происходит по всей Беларуси.
Именно этот телеграм-канал в 20:15 16 мая сообщил: «Похищен сотрудник органов внутренних дел — офицер дорожно-патрульной службы ГАИ. Согласно ориентировке, которая примерно час назад была разослана всем постам и сотрудникам милиции, ГАИшника увезли на легковом автомобиле ГАЗ («Волга») с наглухо тонированными стёклами и регистрационными номерами Российской Федерации. Внутри, кроме похищенного белорусского милиционера, находятся 3 человека — «предположительно цыганской либо кавказской национальности».
Портал TUT.BY подключился к освещению темы в 20:59, когда нашел по своим каналам подтверждение информации NEXTA. В 21:05 о ЧП написала «Наша Ніва», а еще через минуту NEXTA передал: «По неподтверждённой информации от трёх не связанных между собой источников, 10-15 минут назад в Могилёвском районе найден труп инспектора в звании лейтенант 1996 г.р. До этого нашли рацию, планшет и кепку. Он работал в пешем порядке и, предположительно, остановил эту „Волгу“, чтобы доехать до места ДТП».
После этого в 21:14 появилась публикация на Euroradio. СМИ ссылаются на NEXTA и сообщения очевидцев о проверках на дорогах. В 21:31 Светлов публикует аудиофайл, названный радиоперехватом ориентировки МВД Беларуси о похищенном милиционере Потаповиче — его журналисты TUT.BY, «Наша Ніва» и Euroradio считают достоверным, цитируют и распространяют ссылку.
Официоз дает блогеру фору почти на час
В 21:45 в эфире телеканала «Беларусь 1» МВД сообщает о найденном трупе своего сотрудника, в 22:03 информация о смерти милиционера появляется в Twitter-аккаунте МВД.
Сегодня, 16 мая, при исполнении служебного долга погиб сотрудник батальона ДПС ГАИ УВД Могилевского облисполкома 1996 г.р. В настоящее время в Могилевском районе, вблизи трассы Могилев — Шклов, работает следственно-оперативная группа. Устанавливаются обстоятельства произошедшего
— МВД Беларуси (@mvd_by) May 16, 2019
Показательно, что в официальном сообщении ничего не говорится о российских регистрационных номерах машины, но в комментариях к нему пользователи пишут, что «вось расейцы і пачалі забіваць нашых хлопцаў» и что «пора может на восточной границе все-таки сделать пограничный контроль?». Таким образом, пользователи Twitter не столько опирались на официальное сообщение, сколько высказывали свое мнение, основанное на сливе информации, распространенном NEXTA, а потом и СМИ.
В 22:03 на БелТА появилось сообщение «Инспектор ГАИ погиб в Могилевском районе», а за три минуты до этого на сайте «Беларусь 1» — «Официальный комментарий о происшествии в Могилевской области». Государственное информагентство цитирует пресс-секретаря МВД Ольгу Чемоданову и представителя Следственного комитета Юлию Гончарову, телеканал — только Чемоданову. Официальные лица ничего не говорят об ориентировке МВД, содержание которой в это время активно обсуждается.
Тем временем NEXTA продолжает публиковать подробности о деле Евгения Потаповича, среди которых фото с места происшествия, почти за час до официального сообщения рассказывает, что Следственный комитет возбудил уголовное дело. Видно, что Светлов имеет источники информации в правоохранительных органах, многие его сообщения находят в последствии подтверждение. Все это работает на то, чтобы повысить доверие к телеграм-каналу, тем более что он не совсем анонимный — СМИ писали, кто его ведет.
Журналистам нужно подтверждение
Упоминавшаяся публикация TUT.BY редактировалась в 23:09 и сейчас ее лид выглядит как квинтэссенция того, что было известно на тот момент: «В Могилевской области похищен и спустя какое-то время найден убитым сотрудник ГАИ — 22-летний лейтенант милиции. О ЧП первым сообщил телеграм-канал NEXTA. Источники TUT.BY в Могилеве эту информацию подтверждают. В 21.45 о гибели офицера официально заявила представитель МВД в эфире БТ. Весь личный состав милиции Могилевской области поднят по тревоге, в регионе введен план „Сирена“, на дорогах всей страны выставлены блокпосты».
Главный редактор Onliner.by Николай Козлович 19 июня на встрече в БАЖ поделился впечатлением, как работа над этой историей отличалась для СМИ и для блогеров. По его словам, блогеры имеют гораздо больше свободы. «Я с грустью, сидя со смартфоном, следил как в телеграм-канале Степана развивается сериал с гаишником. И, в то время все журналисты судорожно пытались исполнить главное правило журналистики (то есть получить как минимум одно официальное подтверждение…), сериал развивается и он почти закончен… Я вообще себя почувствовал журналистом „Советской Белоруссии“ 10-летней давности, когда я там работал и смотрел на интернет. Вот так я почувствовал себя, сидя в интернете и глядя на телеграм-каналы», — признался Козлович.
Кстати, сам Onliner отреагировал на тему в 21:53 — после официального подтверждения смерти испектора ГАИ издание изложило известные факты. А уже к утру следующего дня (5:50) здесь выходит материал «„В городе введен план „Сирена“, убили сотрудника милиции, ищут россиян“. Репортаж из Могилева». Корреспонденты Onliner выехали на место, переговорили с теми кого могли достать — милиционером, проверявшим их документы, таксистами, сотрудниками гостиниц, сфотографировали светящиеся окна Следственного комитета.
Репортаж дал эффект присутствия, практически не добавив в копилку известных фактов. Журналисты портала самокритично делают вывод: «Как часто бывает при таких обстоятельствах, официальной информации поступает крайне мало. Основные сведения передают СМИ и Telegram-каналы. Рассчитываем, что компетентные органы в скором времени внесут ясность и подтвердят или опровергнут эти данные».
Акцент на тех, для кого новость меняет жизнь
Утром 17 мая в поселке Чапаевка под Могилевом, где, как сообщается, компактно проживают цыгане, и куда якобы перед смертью направлялся Евгений Потапович, направляются журналисты «Наша Ніва» и в 10:50 появляется публикация, открывающая совершенно новый фокус: «„Усіх мужчын закрылі, пасёлак стаіць пусты!“ — пасля забойства даішніка ў Магілёве міліцыя масава затрымлівала цыганоў РЭПАРТАЖ».
Действующий закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» запрещает «какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан Республики Беларусь за их принадлежность к национальному меньшинству», поэтому трудно представить какое-либо правовое обоснование облавы на цыган.
Тот же закон утверждает: «Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, а также к доказыванию национальной принадлежности или отказу от нее». Именно поэтому в беларусском паспорте отсутствует графа «национальность» и, по идее, МВД не должно вести учет где живут представители той или иной национальности, но очевидно, что какой-то такой учет ведет. Как говорится в советском анекдоте про еврейский погром, «бить будут не по паспорту, а по морде».
Тем не менее представитель Следственного комитета Юлия Гончарова в интервью «Наша Ніва» ничего чрезвычайного в происходящем не увидела: «Ідзе планавая работа ў рамках крымінальнай справы, ніякай надзвычайшчыны ў дачыненні да мясцовых жыхароў няма».
Что касается жесткости задержания цыган, о которой пишут некоторые журналисты, опросившие оставшихся на свободе жителей Чапаевки, то это еще одна дополнительная тема применения правоохранительными органами насилия по отношению к гражданам.
Атрибуция источника и «жители поселка говорят хором»
Следует отметить, что в публикации «Наша Ніва» про насилие прямо не сказано. Практически все источники информации названы, например, и. о. «цыганского барона» Леонид Казимиров говорит: «Агулам цяпер пад вартай каля сотні чалавек, але іх дапытваюць і адпускаюць. Я не бачу ў гэтым нічога страшнага. Усё ж было забойства, гэта трагедыя». Газета приводит слова одного из жителей поселка, представленного «адзін з тых затрыманых» и оценивает его высказывание «адказвае як па пісаным»: «Міліцыянты паводзілі сябе з намі нармальна, не затрымлівалі, а запрасілі ветліва праехаць з імі, я пагадзіўся. Усё было нармальна, такая ў іх праца, праблем не бачу. Ніхто нікога не біў».
В 14:06 выходит материал на Onliner «„У нас таких боевиков нет. Слаба кишка взять оружие и застрелить человека“. Уместен ли национальный вопрос в гибели сотрудника ГАИ?». Корреспонденты Onliner опросили жителей того же поселка, беседуют в основном анонимно и приводят такой эпизод:
«— Вот смотрите, старому человеку пробили голову, — подзывают пожилого мужчину, у которого видна кровь на футболке, наши собеседницы.
Старик наотрез отказывается снимать кепку: „Зачем мне это? Хуже только будет“.
Нас убеждают, что насилие было применено на просьбу предъявить удостоверение. В подтверждение показывают пятна крови на капоте автомобиля и тротуарной плитке». Фотография бурых пятен сопровождает эти слова.
Рассказ Onliner выглядит убедительным, хотя нарушает стандарт «Достоверность» по атрибуции источников информации – жители поселка вряд ли реально говорят хором. При этом издание публикует разные мнения («— К нам зашел ОМОН, но все было нормально, — заверяет молодая женщина с ребенком. — Я предупредила, что маленькие дети. Сказать плохое не могу. Все было нормально») и пытается для баланса получить комментарий МВД («Как только нам это удастся, публикация будет дополнена»). По состоянию на 25 июня Onliner не имеет комментария МВД. Но именно в этом издании репортаж из Чапаевки сопровождает комментарий: «преступность не имеет национальности».
О преимуществах и недостатках статусов блогера и СМИ
Можно обратить внимание, что канал NEXTA показал свое преимущество доступом к инсайдерской информации, попыткой дифференцировать свои сообщения как проверенные или непроверенные, а также смелостью, которую в нынешней беларусской ситуации проще проявить проживающему за границей блогеру, чем редакции беларусского СМИ.
В свою очередь редакции смогли оперативно реагировать на пресс-конференции, собирать комментарии у официальных лиц и тех, для кого событие повлияло на жизнь. NEXTA и независимые СМИ смогли отметить нестыковки, которые присутствуют в официальной версии (самоубийство). ГосСМИ писали, что «МВД: версия самоубийства сотрудника ГАИ получила исчерпывающее подтверждение», а также страдали недостатком полноты информации, заставляя аудиторию гадать, за что именно извиняется перед цыганами глава Администрации президента Наталья Кочанова.
Кейс показал, что просто публиковать непроверенную информацию со ссылкой на телеграм-канал беларусские СМИ не согласны.
Если верно то, что самоубийца смог хотя бы на сутки дезинформировать коллег в правоохранительных органах с помощью сообщения в viber-чате, представив происходящее как похищение, осуществленное этнической криминальной группой, то это показало уровень негативных стереотипов о цыганах. Приписанная милиции ориентировка на преступников «предположительно цыганской либо кавказской национальности» вызвала доверие журналистов криминальной хроники — это также симптоматично.
И все же журналисты пытались разобраться, что произошло на самом деле.