Региональные СМИ: лучшие по стандартам в ноябре — Hrodna.life и «Інфа-Кур’ер»
Тема коронавируса и протестного движения не повлияла на количество зафиксированных случаев нарушения стандартов информационной журналистики, использования манипуляции и пропаганды у государственных и негосударственных региональных СМИ.
Что мониторили
В блоке «Соблюдение стандартов журналистики в новостях» Media IQ раз в три месяца мониторит десять региональных онлайн-изданий: «Вечерний Бобруйск», «Сильные новости», «Вечерний Брест», Intex-press, «Рэгіянальная газета», «Медиа-Полесье», Hrodna.life, «Витебские вести», «Могилёвские ведомости» и «Інфа-Кур’ер».
Каждый будний день у каждого медиа мониторятся по три общественно значимые новости (с методикой отбора можно ознакомиться в методологии).
Этот блок мониторит соблюдение пяти стандартов (достоверность, точность, отделение мнений от фактов, баланс мнений, полнота информации) и фиксирует пропаганду и манипуляции в исследуемых новостях.
В каких условиях работали журналисты региональных СМИ
Давление на региональную прессу началось еще до выборов 9 августа, а после усилилось. Так, 22 июня журналистов «Ганцавіцкага часу» обвинили в неповиновении законным требованиям милиции (ст. 23.4 КоАП) и участии в несанкционированном массовом мероприятии (ч.1 ст. 23.34 КоАП). Сергея Багрова приговорили к 15 суткам ареста, а Александра Позняка — к штрафу в размере 810 руб.
11 августа журналиста гродненского издания Hrodna.Life Руслана Кулевича жестко задержали и избили. Его приговорили к 7 суткам ареста за участие в несанкционированной акции. 24 ноября Руслану Кулевичу отказали в возбуждении уголовного дела по факту его телесных повреждений. 15 ноября в Гродно был задержан журналист Hrodna.life Андрей Ломов.
10 августа суд приговорил журналиста «Медиа-Полесье» Евгения Николаевича к 10 суткам ареста (после того, как Евгений вышел на свободу в ночь с 16 на 17 августа, он заявил, что его били), 15 сентября — снова к 10 суткам, 24 — ноября третий раз к 10 суткам ареста. Все приговоры — за якобы участие в несанкционированных митингах.
17 ноября суд Лунинецкого района вынес постановление, по которому редакция «Медиа-Полесье» обязана выплатить государству штраф в размере 250 базовых величин. Судья Михаил Денисович вынес постановление, согласно которому ООО «МП компани» (владелец сетевого СМИ «Медиа-Полесье») признано виновным в нарушении ч.3-1 ст.22.9 КоАП Республики Беларусь (Нарушение законодательства о средствах массовой информации).
5 октября журналист гомельского СМИ «Сильные новости» Денис Якштас получил 15 суток административного ареста, а 19 октября — штраф в размере 20 базовых величин. За якобы участие в митинге была оштрафована и главный редактор «Сильных новостей» Анна Якштас (540 руб.) Ещё одна журналистка гомельского СМИ Надежда Пужинская 6 октября была приговорена к 14 суткам ареста.
Внештатного журналиста «Брестской газеты» Максима Хлебца и внештатного фотокорреспондента «Брестской газеты» и городского журнала «Бинокль» Романа Чмеля задержали 18 октября, когда они выполняли свои профессиональные обязанности — освещали воскресное шествие сторонников перемен. Журналистов осудили на 15 суток ареста за якобы участие в несанкционированном массовом мероприятии.
Из-за выполнения профессиональных обязанностей два региональных СМИ были закрыты. 14 августа в Жодино городской телеканал «Сфера» был закрыт из-за «материалов, дестабилизирующих обстановку». 18 ноября стало известно, что «Газета Слонімская» приостановила выпуск на полгода.
О чём писали медиа в ноябре
Региональные СМИ освещали ситуацию с коронавирусом, протесты и локальные события или проблемы. Теме акций против фальсификации выборов негосударственные СМИ посвятили 39% исследуемых новостей, государственные — 23%. Теме коронавируса — 20% и 35% соответственно.
Обзор результатов
Самый высокий балл по результатам мониторинга в ноябре у Hrodna.life и «Інфа-Кур’ер» — 4,79. За ними идут Intex-press — 4,76, «Рэгіянальная газета» — 4,70 и «Медиа-Полесье» — 4,65.
Чаще всего региональные СМИ нарушали стандарты полноты информации — в 19% от общего количестве исследуемых новостей в ноябре. Второй по частотности нарушений — стандарт отделения мнений от фактов 12%.
Пропаганда и манипуляция была зафиксирована у издания «Витебские вести» и «Могилёвские ведомости» — 6,35% от общего количества исследованных новостей.
Разбор кейсов
Нарушение стандарта полноты информации: соцпакет значительно потяжелел
«Витебские вести» и «Могилёвские ведомости» чаще всего нарушали стандарт полноты информации в 30 и 37 % соответственно. Они положительно оценивали деятельность беларусских предприятий, но не приводили экономические показатели и умалчивали неудобные детали.
«Витебские вести» знакомят читателей с официальной позицией генерального директора «Нафтана» Андрея Сойко, который рассказывает о том, что нефтеперерабатывающий завод направил своих специалистов на «Гродно Азот» для оказания помощи в «обеспечении непрерывного технологического процесса и недопущения остановки производства в том числе и по причине сложной эпидемиологической ситуации». Звучит позиция генерального директора «Гродно Азота» Игоря Бобыря, который сообщил, что «сотрудники, препятствующие работе предприятия, будут отстранены от выполнения обязанностей». Слова Андрея Сойко и Игоря Бобыря о том, почему на «ГродноАзот» не хватает сотрудников, противоречат друг другу. «Витебские вести» не уточняет эту информацию ни о количестве заболевших на предприятии, ни о том, сколько людей и почему препятствуют работе предприятия. СМИ умалчивают о забастовке на «Гродно Азоте», которая проходила 26 октября. Это нарушение стандарта полноты информации.
20 ноября помощник президента — инспектор по Витебской области Анатолий Линевич посетил Витебский завод радиодеталей «Монолит». «Витебские вести» предоставляют читателям оценочные суждения о положении дел на заводе и его экономических показателях. «Монолит» наращивает объемы производства и экспортный потенциал, сохранил прежние связи и расширяет круг заказчиков, а значит, стабильно исполняет налоговые обязательства, не отказывается от социальной нагрузки», – рассказывает о заводе СМИ. «Витебские вести» не сообщают конкретные цифры объёма производства, экспорта, налоговой нагрузки, социальной поддержки своих сотрудников. Далее узнаём, что «предприятие очень тесно завязано на сотрудничестве с Россией». В чём конкретно заключается сотрудничество, медиа не рассказывает. Это нарушение стандартов отделения мнений от фактов и полноты информации.
«Вечерний Брест» схожим образом нарушает стандарт полноты информации. СМИ рассказывает об открытии молочно-товарного комплекса в Каменецком районе. Инвестором новой фермы выступил резидент СЭЗ «Брест» ОАО «Агро-Заречье». «Контрольный пакет акций «Агро-Заречья» с 2012 года принадлежит ИП «ИНКО-ФУД» — известному производителю мясных изделий. Правда, пять лет назад у владельцев резидента СЭЗ возникли споры с руководством района. Дело дошло до прокуратуры…», – сообщает «Вечерний Брест» о юридическом лице. В чём был конфликт между резидентом СЭЗ и руководством района и как он был разрешён, информации нет.
«Могилёвские ведомости» в материале «На частном кричевском предприятии все 185 работников — члены профсоюза» рассказывает, что «с подачи профсоюзной первички пунктов коллективного договора недавно стало больше, а соцпакет значительно потяжелел». СМИ не информирует, какие именно пункты появились в коллективном договоре и что добавилось в соцпакет. В конце текста медиа высказывает своё мнение: «Но рассматривать профсоюзы исключительно с меркантильной точки зрения — неправильно. Есть еще такие понятия, как корпоративный дух и команда». Это нарушение стандартов полноты информации и отделения мнений от фактов.
Региональные СМИ нарушают стандарт полноты информации и в материалах о COVID-19. «Витебские вести» и «Могилевские ведомости» в заметках о ежедневной статистике заболевших и умерших от коронавируса в Беларуси не указывает, сколько человек заразились за один день, а публикуют общее суммарное число, сколько зарегистрировано заболевших с начала появления COVID-19 в Беларуси. Таким же образом СМИ подают количество выздоровевших и умерших. Так читателю сложно отследить, как меняется динамика болезни в стране.
Нарушение стандарта отделение мнений от фактов: версия обвинения подаётся как факт до суда
Следственное управление КГБ окончило предварительное расследование уголовного дела в отношении бывшего председателя правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктора Бабарико. Ему предъявлено обвинение в совершении преступлений по фактам получения взяток организованной группой в особо крупном размере, а также легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем в особо крупном размере. Intex-press в заголовке к этой заметки сообщает: «КГБ закончил расследование дела «Белгазпромбанка». Бабарико признали виновным». Вина Бабарико не доказана судом, поэтому неправомерно утверждать, что он признан виновным, это нарушение презумпции невиновности. Версия СК и их выводы не должны звучать как утверждение СМИ. Это нарушение стандарта отделения мнений от фактов.
Версию следствия как факт до решения суда озвучивает и «Медиа-Полесье». СМИ ссылается на сообщение Пинской межрайонной прокуратура, которая утверждает, что «28-летний пинчанин в состоянии алкогольного опьянения ночью сорвал флаг со здания «Пинского лесхоза» и поломал древко, на котором он был закреплён». Но суда над пинчанином еще не было, поэтому он только подозревается в том, что сорвал флаг, неправомерно утверждать, что он это сделал. В июне мониторинг MediaIQ также фиксировал подачу версии следствия как факт до решения суда.
Нарушение стандарта достоверности и баланса мнений: «всё завершилось хэппи-эндом»
«Вечерний Брест» в материале о том, что СЗАО «КварцМелПром» (Малоритский район) признан экономически несостоятельным, возвращается к истории предприятия. СМИ говорит, что «КварцМелПром» в 2008 году начал осваивать месторождение «Хотиславское». «Несмотря на противоборство украинских экологов. Некоторые из них были уверены, что такое вмешательство в природу неизбежно повлияет на качество грунтовых вод и состояние украинской жемчужины – озера Свитязь. Оно, как известно, находится рядом с границей, в нескольких километрах от завода и мелового карьера. Особую обеспокоенность депутаты соседней страны высказывали на случай остановки работ или выработки природных ископаемых на определенных участках». Журналист ссылается на обобщённый анонимный источник: украинских экологов и депутатов. Это нарушение стандарта достоверности. Какое отношению к конфликту имели украинские депутаты, СМИ не уточняет. В конфликтной ситуации «Вечерний Брест» не предоставляет слово украинской стороне, о её позиции мы узнаём со слов оппонента. Это нарушение баланса мнений. «Белорусская сторона тогда провела общественные слушания в Хотиславе, и все завершилось «хеппи-эндом» …». Медиа не информирует, чем закончился конфликт, предоставляет только оценочное суждение. Читатель не узнает, для какой именно стороны «всё завершилось хеппи-эндом» и в чём он заключался. Это нарушение стандарта полноты информации.
Вывод
У региональных СМИ нарушения стандартов информационной журналистики, наличие манипуляции чаще не связаны с редакционной политикой, их можно избежать.
Стандарт отделения мнений от фактов региональные медиа чаще нарушали, когда озвучивали версию обвинения как факт до решения суда. Стандарт полноты информации — в материалах о работе государственной промышленности, когда вместо конкретных цифр и фактов, подтверждающих экономические успехи, приводили оценочные суждения, умалчивали неудобные факты. Региональные СМИ нарушали стандарт достоверности и ссылались на анонимные обобщённые источники. Стандарт баланс мнений нарушали, когда в материале о конфликтной ситуации позицию второй стороны подавали со слов её оппонента.