Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок антизападные нарративы балючыя пытанні беларусские СМИ бигтех будущее Владимир Путин война в Украине выборы в КС выборы-2025 гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова Молдова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская стандарты стандарты журналистики СТВ США твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

«На глаз», по фото и с помощью специального прибора. Как считают людей на митингах СМИ и правозащитники

Негосударственные медиа писали на прошлой неделе о тысячах людей, которые пришли на предвыборные митинги Светланы Тихановской в разных городах Беларуси. Media IQ узнал, как беларусские журналисты и правозащитники считают людей на акциях и какими методами пользуются иностранные журналисты.

Поделиться:

Как считают журналисты в Беларуси

Митинги в поддержку кандидата в президенты Светланы Тихановской прошли в нескольких городах страны. СМИ, которые освещали эти мероприятия, давали информацию о количестве участников не всегда одинаково.

К примеру, писали, что на пикет в Гомеле 26 июля собралось от 4 до 10 тысяч человек (Euroradio, Intex-press), около 810 тысяч (TUT.BY), не менее 10 тысяч (Naviny.by, «Радыё Свабода», «Сильные новости»), более 10 тысяч («Наша Ніва»). Использовали формулировки «по разным оценкам», «по оценкам наблюдателей» или давали цифры без ссылки.

TUT.BY опубликовал данные своей гомельской корреспондентки Елены Бычковой.

– Я интересовалась (количеством участников. – Media IQ) у активистов и журналистов с большим опытом работы на массовых мероприятиях, – сообщила Бычкова Media IQ. – Все были единодушны в том, что собралось около десяти тысяч человек. Более того, волонтёры сказали, что раздали в тот вечер несколько тысяч браслетов.

Пикет Тихановской в Гомеле. Фото: tut.by

Главный редактор издания «Наша Ніва» Егор Мартинович рассказал Media IQ, что журналисты редакции освещают акции протеста 20 лет, поэтому быстро оценивают количество участников с небольшой погрешностью.

– Звычайна на такіх мерапрыемствах працуе некалькі нашых рэпарцёраў. Яны даюць сваю ацэнку, – объяснил Мартинович. – Таксама нейкае ўражанне ёсць у выпускаючага рэдактара, які сочыць за стрымамі. Пасля абмеркавання публікуем сярэднюю лічбу. Калі існуе дадатковы падлік «Вясны» (беларусская правозащитная организация – Media IQ), абавязкова спасылаемся і на яго. Звычайна нашыя ацэнкі не моцна разыходзяцца.

Журналисты «Нашай Нівы» нашли свои способы, как считать участников митинга. Кто-то представляет, сколько они заняли бы секторов стадиона «Динамо» или «Борисов-Арены». Кто-то вспоминает прошлые акции и сравнивает с количеством людей на них.

По словам Мартиновича, если акция человек на 200, может сработать метод подсчёта «по головам». Но такой метод не поможет, когда участников несколько тысяч, – журналист просто всех не увидит.

Как считают правозащитники

Участников митингов считают волонтёры, которые наблюдают за мирными собраниями в рамках кампании Control.By – совместной инициативы правозащитного центра «Весна» и Белорусского Хельсинкского Комитета. Данные наблюдателей могут использовать милиция, организаторы мероприятия, журналисты.

Правозащитники считают людей при помощи механических счётчиков, которые помогают стюардессам посчитать пассажиров в самолёте. Чтобы счётчик учёл человека, нужно один раз нажать на кнопку.

Фото: biletik.aero

– Калі сход да двух тысяч чалавек, можна палічыць «па галовах», – рассказала правозащитница центра «Весна» Наталья Сацункевич. – Калі мірны сход адбываецца з элементамі шэсця, як сходы супраць інтэграцыі, назіральнікі ў парах становяцца ў вузкім месцы маршрута і лічаць. Лічбы дакладныя, бо складана згубіць чалавека. Калі сход без элементаў шэсця, як агітацыйныя мітынгі Ціханоўскай, і людзі стаяць натоўпам, лічыць складаней. Тады мы становімся на ўзвышэнні і спрабуем палічыць людзей зверху таксама з дапамогай лічыльнікаў.

Людей могут посчитать и по фотографии с видом сверху, например, по снимку с дрона. Фото разбивают на квадраты, схожие по размеру и плотности людей, считают их в одном квадрате и умножают цифру на количество квадратов. Для расчётов могут применять формулу Джейкобса: 1 человек на квадратный метр (люди стоят на расстоянии вытянутой руки), 2,4 человека на «квадрат» (между людьми можно пройти) и 4,3 человека на квадратный метр (люди стоят плечом к плечу).

Фрагмент изображения с сайта vokrugsveta.ru

– Трэба памятаць, што гэта колькасць людзей у канкрэтны прамежак часу, – отметила Сацункевич. – Калі вы налічылі пяць тысяч чалавек, гэта не значыць, што іх столькі было на сходзе. Мы, напрыклад, пішам, што ў 15:00 на акцыі было не менш тысячы чалавек. Ці колькі чалавек агулам за пяць гадзін акцыі прынялі ў ёй удзел.

По словам правозащитницы, она не доверяет цифрам, когда кто-то посчитал «на глаз»:

– Я па вопыту ведаю, як выглядае 500 чалавек, а як – тысяча. Але калі чалавек ніколі не лічыў гэтую тысячу «па галовах» і кажа, што была прыкладна тысяча, мы такімі дадзенымі не карыстаемся.

Как считают иностранные журналисты

Американский журналист, специальный корреспондент PBS NewsHour Саймон Островский рассказал Media IQ, что он и его коллеги могут пользоваться фотографиями для подсчёта людей. Но обычно определяют количество «на глаз» и сверяются друг с другом.

– Проблема в том, что читатели хотят сразу знать, сколько людей пришло, – рассказал Островский. – Но чем больше людей, тем менее точной будет информация. Когда это от сотни до тысячи человек, определить несложно. Когда больше, нужно рассчитывать на официальные цифры. К сожалению, не в каждой стране они объективны. Тогда находим золотую середину между тем, что говорят власти, и тем, что говорит организатор мероприятия.

По мнению журналиста, медиатренера, экс-руководителя московского бюро BBC Криса Бута, сложно оценить количество участников, если находишься в центре демонстрации. К примеру, с земли невозможно провести различие между 20 000 и 40 000 человек.

На объективность журналиста будут влиять происходящие события, погодные условия, угол обзора и личные эмоции.

Важно помнить:

– за фразой «десятки тысяч» скрывается диапазон от 10 001 до 99 999 человек, а это большая разница;

– нужно давать цифры в контексте. Это значит, что несколько сотен демонстрантов дождливым утром понедельника могут иметь большее значение, чем несколько тысяч человек, которые просто гуляют на улицах в солнечный выходной день.

– Опытные журналисты объясняют значение чисел, а не зацикливаются на номинальных цифрах, – подытожил Бут. – Поскольку цифры трудно определить. Более того, они могут ввести в заблуждение.

Читайте также:

Тихановская против Лукашенко. Картина дня глазами TUT.by и SB.by

О чём важно сообщить, когда пишешь об акциях протеста. Объясняем на карточках

Фото на главной: euroradio.fm

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты