Новая Боровая и детективная медиаистория о качестве воды
Как медиа расследуют ситуацию с качеством воды в микрорайоне Новая Боровая, посмотрели с Media IQ.
16 апреля «Tochka.by» со ссылкой на ТГ-канал управляющей компании «А – 100 Комфорт» сообщила о проблемах с водой в столичной Новой Боровой. «Согласно записям организации, в квартиры местных жителей подается вода с примесью. Причины произошедшего пока неизвестны». Издание написало о том, что «А – 100 Комфорт» уже «неделю ведёт коммуникацию с “Минскводоканалом”», а жители кварталов оставляют недовольные отзывы под постом «А – 100 Комфорт», и напомнило читателям, что осенью 2023 года часть районов столицы остались без питьевой воды.
«Белсат» обозначил проблему так: «В Новой Боровой в Минске неделю была плохая вода, но об этом никому не говорили», «Reform.by» привёл десяток разгневанных комментариев: «Неделю А100 и «Минскводоканал» друг на друга пальцами указывают, неделю жители пьют непонятно что из-под крана. Сегодня даже никто не почесался о подвозе воды (ни ООО “Астокомфорт”, ни УП “Минскводоканал”)» и в заключении сообщил, что через два часа после промывки системы, «по-прежнему течёт грязная вода». ТГ-канал «Мотолько помоги» дополнил информацией, что подвоз чистой воды обеспечен.
17 апреля в государственных СМИ появились первые публикации, в которых отражалась реакция власти на ситуацию. «Создан оперативный штаб для обеспечения качества воды в «Новой Боровой»», – пишет Белта. В это же время «Зеркало» рассказывает: «Коммунальники утверждают, что в их сетях с водой все в порядке, а вот водопровод в Новой Боровой обслуживает управляющая компания застройщика», а «один из горожан сообщил, что отправил обращение в Комитет госконтроля, подал коллективную жалобу в Администрацию Лукашенко и связался с санэпидемстанцией, откуда обещали приехать в Новую Боровую на отбор проб воды». Мингорисполком в своём канале указал, что «Сети хозяйственно-питьевого водопровода в указанном квартале находятся на балансе и обслуживаются ООО «Астокомфорт». В границах балансовой принадлежности на сетях Минскводоканала качество воды соответствует требуемым нормам. Периодичность контроля качества увеличена, мониторинг будет продолжен».
18 апреля «Tochka.by» обратилась за комментарием в управляющую кампанию: «По факту сеть, к которой подключена Новая Боровая, эксплуатируется водоканалом. «А-100 Комфорт» – это управляющая компания. На ее балансе сетей нет». Вечером этого же дня Белта отчиталась, что в Министерстве ЖКХ сообщили, что «качество воды стабилизировалось. Питьевая вода пригодна для питья и употребления в пищу».
Но уже 19 апреля Onliner пишет: «Сегодня утром, по словам некоторых жителей «Новой Боровой», вода в кранах снова потемнела». Как оказалось, разобраться с ситуацией непросто. Чиновники рапортуют о создании оперативного штаба, отчитываются через государственные СМИ об улучшении ситуации, но качество воды от этого не улучшается. Как видим из комментариев негосударственным медиа, «А-100 Комфорт» и Минскгориспоком не берут на себя ответственность за сложившуюся ситуацию.
Автор «СБ. Беларусь сегодня» Владимир Волчков, применив известный арсенал манипулятивных приёмов, самостоятельно решил найти виноватых. Он эмоционально напомнил, что в 2020 году «жизнь элитного квартала изобиловала бэчебэшными хождениями и “чаепитиями”. Везде мелькала протестная символика, а в местных чат‑сообществах вовсю костерили власть и “ябатек”», попытался предположить, что «сегодня (подозреваю, в том числе и забившиеся под плинтус змагары) пишут петиции в Мингорисполком, коллективное письмо в Администрацию Президента, чтобы власть разобралась с банальной бытовой ситуацией — грязной водой в кранах». Но тут и подозревать было нечего, ведь уже было известно, что письма действительно были отправлены в разные инстанции. Восхваление власти невозможно без использования подмены понятий и оценочных суждений: «Жители элитного квартала апеллируют к власти, которую многие из владельцев престижных квартир «шатали» четыре года назад». Жители апеллируют не к власти, а обращаются к ответственным исполнителям, чиновникам, в обязанности которых входит разобраться и исправить ситуацию. Волчков с почтением называет сухие рапорты министерства и создание штаба «реакцией власти», не разобравшись напоминает, что «коммуникационные сети в квартале Новая Боровая находятся на балансе коммерческой структуры» и по традиции запугивает: «А ведь и городские, и республиканские власти могли отреагировать совершенно исходя из верховенства права и уважения частной собственности (помнится, эти вопросы широко обсуждались в той местности на сакраментальных политических чаепитиях): умыть руки, показать результаты проб в сетях Минсководоканала. А почему вода грязная? Разбирайтесь, жители Новой Боровой, с управляющей компанией. Поднимайте договоры с ней, изучайте свои права и обязательства частной структуры, нанимайте юристов, ведите переговоры».
Что подразумевает Волчков под верховенством права, так и остаётся загадкой, как и несоответствующий действительности заголовок «В Новой Боровой признали: обеспечить качественные коммуникации может только государство», ведь по состоянию на 23 апреля качество воды не улучшилось, а чиновники в течение двух недель так и не справились с ситуацией. Как сообщила управляющая компания «А-100 Комфорт»в своём ТГ канале: «Именно Водоканал обеспечивает вас питьевой водой по индивидуальному договору и отвечает за её качество. При этом такие же проблемы наблюдались и в близлежащих районах города Минска».
В комментариях под сообщениями «А-100 Комфорт» жители задаются вопросами: «Что же случилось?», «Действительно ли вода пригодная для питья?», «Почему ситуация замалчивалась?», но эти вопросы либо остаются без ответов, либо ответы не вызывают доверия.
Негосударственные СМИ в Беларуси и независимые медиа в очередной раз привлекли внимание чиновников, которые вынуждены были постфактум реагировать на проблему в публичном пространстве. Ситуация показала, что государственные медиа, не будучи самостоятельными в своей редакционной политике, отражают состояние действующей власти: проблемы замалчиваются, публичный диалог между гражданами и чиновниками отсутствует, а пропаганда путём запугивани, пытается сохранить статус-кво власти. ГосСМИ остаются в стороне от реальной жизни общества. Пока пропаганда три дня собиралась с мыслями, негосударственные и независимые медиа подняли проблему и придали ей огласку.