Очередной «новый 1941-й»: манипуляции историей в госСМИ
ГосСМИ традиционно используют исторические аналогии для оправдания современных действий властей. Также постоянное отождествление оппонентов с нацистами или пособниками нацистов используется для расчеловечивания, недопущения дискуссии, обоснования репрессий.
«В окопе»
Основные государственные СМИ, как и ранее, неоднократно проводили аналогии между началом немецко-советской войны в 1941 году и событиями 2020 года в Беларуси.
Так публицист «СБ. Беларусь Сегодня» Андрей Муковозчик критикует статью Натальи Голубевой «Драма белорусской столицы» о начале войны в Беларуси:
«Трагедию своего народа надо описывать взвешенно. И что не менее важно, будучи с ним в одном окопе. А не паря над схваткой: когда твой народ идут уничтожать, освобождая себе (от нас) Lebensraum, отмобилизовавшись и ударив внезапно, такой позиции нет. Не было тогда. Нет и сейчас… Почитать бы хоть что-то от Голубевой про лето, про август, про мятеж, а то ведь и нету ничего».
Историк осуждается публицистом как за упоминание факта сталинских репрессий, так и вообще за критику действий гражданского и военного руководства СССР. Таким образом, постоянная апелляция к истории войны приводит к одинаковому запрету на критическое отношение и к политике Сталина, и к политике Лукашенко.
«Предательница, живущая за наш счет»: Беларусь глазами второго эшелона пропаганды РФ
О том же говорит статья в «Сельской газете», манипулятивно оправдывая советский террор, называя его фактором победы над нацизмом:
«Разве можно обвинять правительство в нечеловеческой жестокости применяемых мер?! А если бы все было наоборот, если бы война была проиграна?»
Характерно, что автор призывает «не впадать в зависимость от всякого рода рассуждений», хотя сам при этом пользуется классическим приемом манипуляции в сочетании с альтернативно-историческим рассуждением на тему «а что было бы, если бы».
«Плохие» соседи
Исторические события активно используются как маркер «своих» и «чужих» народов и культур. «Свои» – те, кто в данный момент времени поддерживает Лукашенко, «чужие» – те, кто хотя бы на словах поддерживают белорусское национально-демократическое движение.
Так, когда идет разговор о событиях белорусской истории, в которых принимали участие литовцы, украинцы, латыши, поляки, госСМИ рассказывают только о конфликтах и преступлениях.
Так в газетах «Республика», «Сельская газета», «СБ», «Знамя юности» были опубликованы материалы о сожжении немецкими карателями деревни Кражино под Воложином, о Холокосте, о борьбе польской Армии Краевой с коммунистами («Тревоги нарочанского края», «У боли нет срока давности»), о действиях на территории Беларуси украинских националистов.
В этом же русле – широко распространенное в СМИ обращение Генпрокуратуры РБ в Литву о допросе Валдаса Адамкуса, бывшего президента Литвы, относительно его причастности к преступлениям литовского полицейского батальона №12 во время Второй мировой войны. При этом игнорируется тот факт, что Адамкус никогда не служил в этом батальоне и не находился на территории Беларуси во время войны.
О масштабных преступлениях против белорусского народа вооруженных сил и спецслужб СССР, Российской империи и Московского государства в XVI-XVII-XVIII-XIX веках при этом никогда не упоминается.
Запад в целом теперь называют чуждой цивилизацией, которой даже свойственно желание геноцида. Это же желание приписывают белорусским протестующим, якобы попавшим под «чуждое влияние».
«Такой войны – по уровню жестокости и пренебрежения человечностью – мы раньше не знали. И возникает закономерный вопрос: почему? Откуда? Идеология настолько превратила мозги в мусор? Массовый психоз? Пресловутая «химера совести», которая возникает всякий раз, когда кому-то сильно хочется реализовать вполне прагматические интересы? Геббельс виноват, разные там Розенберги и прочие Гиммлеры? Это так, бесспорно, но склонен предположить, что дело в гораздо более серьезных процессах. Это вроде параллели с известными событиями 2020 года: ведь и у нас звучали призывы, имели место действия, которые в иных условиях в стране и представить даже было сложно. Ненависть не рождается на пустом месте. Как и равнодушие. Речь шла и в ряде случаев идет о разной системе ценностей, разном отношении к жизни, разном понимании роли и значения человека», – пишет в статье «Геноцид как крайнее проявление цивилизационной нетерпимости» Борис Лепешко.
«Создавая из Беларуси антироссийский и антиправославный проект, США, Польша и Литва решили не только заработать деньги, но и как политические гиены западного мира, склонные к социальному каннибализму, принести в жертву белорусский народ и пополнить свою ресурсную базу», – написал в «СБ» Николай Щекин.
«Хорошие» соседи
Собственно, хороший сосед остался для госСМИ один – это Россия. Подчеркивается единое отношение к событиям Второй мировой войны, «боевое братство», «борьба с фальсификацией истории».
Отмечается, что советский (русский или белорус) человек радикально отличается от всех остальных с точки зрения моральных качеств.
«Права человека вовсе не первичны. Первичны моральные ценности и соответствующий выбор: не убий, не укради и так далее. Вот здесь корень проблемы. Ну не может белорусский, русский солдат бросить младенца в колодец», – писал в «СБ» Борис Лепешко.
Правда, такие заявления принципиально расходятся с реалиями истории – советские солдаты, партизаны, сотрудники спецслужб неоднократно участвовали в расправах над невооруженными людьми. Так, например, 8 мая 1943 года в западнобелорусских Налибоках советские партизаны убили 128 местных жителей, включая женщин, подростков и 10-летнего мальчика. На востоке Беларуси советские партизаны также убивали мирное население и сжигали деревни – такие как Выдрица и Тальковка в Могилевской области (Национальный архив Республики Беларусь, ф.1450, оп.1. д.887, л.268.)
В целом, как «хороший» гражданин внутри страны, так и «хороший» сосед идентифицируется через апелляцию к якобы общей истории.
«Мы не забываем свою историю. Потому что народ, который забыл свою историю, однозначно не будет иметь будущего. И здесь ваши слова о качестве наших межнациональных отношений, человеческих отношений. Они абсолютно неизбежны. Потому что это наша общая история. Не только наших побед и неудач, из которых мы делаем выводы. Это прежде всего история наших братских народов, объединенных общим пониманием ценностей, смысла бытия. Поэтому и применяются столь агрессивные попытки нас развести, противопоставить друг другу. Потому что вместе мы сильны, а по одиночке – слабее», – цитируют госСМИ слова посла России Евгения Лукьянова.
В День России 12 июня «СБ» опубликовала материал о церемонии передачи земли с мест упокоения белорусов-солдат русской армии, которые погибли в Крымской войне 1853-1856 годов.
«Этот праздник свидетельствует о нашем тесном духовном единстве. При этом подчёркивая суверенность каждого народа и право оставаться собой. Во многом результат Восточной войны был обусловлен дипломатической изоляцией Российской империи. И сегодня мне видится ещё один знак в этом мероприятии: когда Россию и Беларусь вновь пытаются изолировать, нужно быть вместе – укреплять и расширять союз, свое братство возвращать тем, кто принял своего врага за друга», – прокомментировал событие православный священник Федор Повный, которого называют влиятельным сторонником Лукашенко в БПЦ.
«И не такое проходили»
С событиями Второй мировой войны сравниваются уже не только протесты 2020 года, но и международные санкции, введенные в 2021 году. ГосСМИ пытаются таким образом ободрить сторонников Лукашенко, одновременно оправдывая любые действия властей.
«К сожалению, то, что мы сегодня слышим от стран коллективного Запада, их призывы к введению очередных санкций в отношении Беларуси, распространение их на нефтеперерабатывающую отрасль, экспорт калийных удобрений для защиты каких-то демократических ценностей, на самом деле ничего общего с демократией не имеет… В 40-е годы прошлого века нас уже пытались поставить на колени, сделать безмолвными рабами и уничтожить как нацию. Но были Сталинград, Курск, операция «Багратион», – заявил БЕЛТА член Совета Республики, директор Гродненского областного драматического театра Игорь Гедич.
«Наша страна пережила войну, поднялась с колен после краха СССР – и сейчас мы никому не дадим поставить Беларусь на колени. Но тем, кто вводит санкции, не стоит забывать, что бумеранг возвращается», – заявил Святослав Драбцов, председатель Шапечинского сельсовета Витебского района.
Национально-демократическая оппозиция при этом приравнивается к пособникам нацистов, чем риторически оправдываются политические преследования:
«У меня только один вопрос: а чем вы, господа «оппозиционеры», отличаетесь от агентов абвера, от бандеровцев, от прочих добровольных пособников вермахта, которые точно так же пытались всеми силами ослабить Советский Союз перед немецким вторжением? Ничем. И не следует удивляться строгости наказания, когда новым коллаборантам придет время отвечать за свои преступные деяния», – заявил Роман Мельник, депутат Брестского областного Совета депутатов, председатель Кобринской РО РОО «Белая Русь».
В целом именно насущная политика практически всегда определяет тематику и направленность обращения к историческим сюжетам в прессе, которая подконтрольна Лукашенко.
Основными целями апелляции к истории остаются эмоциональное воздействие, расчеловечивание оппонентов, оправдание современного террора, вывод за пределы критики государственной политики, поддержание психологической устойчивости сторонников нынешней власти, апелляция к союзным отношениям с Москвой.