Лукашенко вместо Христа и священники в армии. Государственная идеология Беларуси сделала религию своей частью
Подмена понятий, искажение сути религии – новая тенденция в пропаганде. И как никогда ранее в этом году власти соучаствовали в организации празднования Пасхи, а точнее – проведения обрядов.
О том, что религия, а конкретно – православие – в Беларуси вплетена в государственную идеологию, говорит тенденция подачи новостей по госТВ. По наблюдению Media IQ, это хорошо было заметно по освещению мероприятий на Пасху и в преддверии этого религиозного праздника.
Судя по представленной картине, при сотрудничестве и даже некотором слиянии БПЦ с государством власть не становится «духовнее», а вот церковь делается более «светской», начинает напоминать не сообщество верующих, а организацию, государственную структуру.
Как при использовании религии в идеологии пропаганда подменяет понятия и Пасхи (которая представляется как некий народный «праздник мира и добра»), и самой церкви как социального института, рассказываем на примерах сюжетов телеканала СТВ и региональной прессы.
Госмедиа широко цитировали поздравления с Пасхой чиновников разных уровней – от Александра Лукашенко до председателей исполкомов. При этом в текстах практически не говорилось о сути праздника, который отмечается в честь конкретного для верующих события – воскресения Иисуса Христа. Вместо духовной основы Пасхе придавали светские смыслы. Как пример – поздравление председателя Гомельского облисполкома Ивана Крупко:
«Пасха олицетворяет торжество жизни, любви и добра. Уважайте и бережно храните своё прошлое, любите и цените своё настоящее и с приподнятой головой уверенно шагайте навстречу будущему».
В этом году, как никогда ранее, власти соучаствовали в организации празднования Пасхи, а точнее – проведения обрядов. Как сообщала районная пресса, в тех деревнях, где нет храмов, освящение пасхальной пищи проводили в учреждениях культуры. В Гомеле организовали доставку священников на лодках в подтопленный частный сектор – чтобы там смогли освятить снедь. С этой же целью привозили священников и в воинские части.
Некоторые районные издания на своих страницах в соцсетях в канун Пасхи «разогревали» аудиторию по той же схеме, как и при создании информационного шума в преддверии государственных праздников.
«Скоро, очень скоро наступит праздник Светлой Пасхи! Наши читатели уже готовы к встрече!» – сообщало издание Ельского райисполкома, публикуя фото крашеных яиц.
Картина, которая складывалась из такого новостного контента – власть и церковь едины с народом в его желании освятить куличи и яйца, в этом якобы и есть суть праздника.
В то же время от пропагандистов звучала и сугубо религиозная терминология и риторика, но опять же с подменой понятий.
«Великая суббота перед Пасхой Господней. Это время покоя. Тишины. Размышлений. О самом главном. Нашем Первом и жизни страны. О том, что касается каждого из нас», – заявил Евгений Пустовой.
Первый – так в пропаганде называют Александра Лукашенко. Это значит, что его фигурой Пустовой заменил Иисуса Христа, о котором на самом деле размышляют в Великую субботу.
Далее слова пропагандиста подтверждают, что государственная идеология сделала религию свой частью:
«Какая тут политика? Больше религия. Только вот теперь религия – это как отражение и геополитики, и общественной жизни. И нашего будущего».
Прямо говорится о том, «как и почему религия связана с политикой», и в интервью с сенатором Юрием Деркачём. «Ценности беларусского государства – это мир и справедливость. Это и христианские постулаты», – утверждает ведущий Никита Рачиловский, опять же подменяя понятия и искажая суть религии.